«Черная пятница» в России в 2024 году: даты, товары, скидки

. История появления, акции и советы, как сэкономить
Обновлено 07 ноября 2024, 13:48
Черная пятница в Москве
Фото: Владислав Шатило / РБК

Черная пятница в Москве

«Черная пятница» — это масштабная акция, во время которой продавцы значительно снижают цены на товары. В США она начинается после Дня благодарения, который традиционно празднуют в последний четверг ноября. Шопоголики с нетерпением ждут распродажи, чтобы выгодно приобрести нужные (а часто и ненужные) вещи. РБК Life рассказывает, почему пятницу называют «черной» и как можно сэкономить в этот день.

Когда в 2024-м будет «черная пятница» в России

В 2024-м «черная пятница» выпадает на 29 ноября. Однако точные сроки и продолжительность акции зависят от конкретного продавца. Приобрести товары по ценам «черной пятницы» чаще всего можно до воскресенья (1 декабря в 2024 году).

Обычно интернет-магазины начинают акцию намного раньше общепринятого старта «черной пятницы». Например, некоторые маркетплейсы предлагает скидки на товары весь ноябрь.

В чем суть «черной пятницы»

«Черная пятница» — это следующий день после Дня благодарения в США (последний четверг ноября). В 2024-м его отмечают 28 ноября. После праздника у американцев традиционно стартуют рождественские распродажи: магазины предлагают скидки на товары, чтобы привлечь покупателей.

Термин «черная пятница» вначале имел мрачное значение. Впервые его использовали в 1869-м, когда финансисты с Уолл-стрит Джей Гулд и Джим Фиск скупили национальное золото, планируя перепродать его по выгодной цене и на этом заработать. 24 сентября, в пятницу, заговор раскрыли, вмешался президент Улисс Грант, фондовый рынок обвалился, а миллионы американцев разорились [1].

О происхождении «черной пятницы» как о дне прибыли также есть красивая, но недостоверная легенда. Раньше бухгалтеры отмечали убыток красными чернилами, а прибыль — черными [2]. Якобы весь год продавцы работали с убытками (красный цвет) и только после Дня благодарения выходили на прибыль (черный цвет). В английском даже есть идиома in the black — финансово успешный, прибыльный [3].

Настоящая история происхождения «черной пятницы» отсылает к середине XX века. В Филадельфии термин использовали полицейские, чтобы описать хаос, который начинался после Дня благодарения и длился до ежегодного субботнего матча по американскому футболу между армией и флотом (The Army-Navy game). Огромное количество туристов и болельщиков приезжало в город, чтобы приобрести праздничные товары и посетить соревнование: на дорогах были пробки, начинались беспорядки, из-за этого сотрудники правоохранительных органов не могли взять выходной и перерабатывали [1].

К 1961 году словосочетание «черная пятница» так прижилось в Филадельфии, что торговцы пытались безуспешно переименовать день в «большую пятницу», чтобы избавится от негативного контекста [4].

Только в конце 1980-х американские ретейлеры превратили «черную пятницу» в акцию, которая сегодня известна во всем мире. Теперь это долгожданное событие для любителей шопинга. В допандемийном 2019 году жители США потратили на покупки в интернете рекордные $7,4 млрд. Сумма уступает только «киберпонедельнику» 2018-го, когда американцы потратили на покупки $7,9 млрд.

«Черная пятница» известна и в России. По данным 2021 года 14% жителей страны не пропускают ни одну из них. Больше всего любителей «черной пятницы» живет в Петербурге (23%).

В 2022-м, по данным Wildberries, участники «Черной пятницы» заказали на сайте товары на общую сумму около 106,4 млрд руб. Жители Санкт-Петербурга потратили во время распродажи 4,7 млрд руб. — вдвое больше, чем в предыдущем году.

При этом, по данным опроса сервиса SuperJob, трое из четверых опрошенных заявили, что «черная пятница» — скорее обман, потому что «цены заранее повышают». В 2024 году лишь каждый десятый россиянин собирается приобрести какой-либо товар со скидкой.

Скидки в «черную пятницу»: список акций

Приобрести товары со скидками можно в розничных магазинах и онлайн. На большинстве маркетплейсов есть специальные страницы «черной пятницы». Точные даты акции пока неизвестны.

Приблизительные даты распродаж в ноябре 2024 года:

  • Ozon: с 24 ноября по 30 ноября.
  • «Яндекс.Маркет»: с 1 ноября по 30 ноября.
  • Wildberries: с 24 ноября по 26 ноября.
  • AliExpress: с 24 ноября по 30 ноября.
  • Lamoda: с 1 ноября по 30 ноября.
  • «Золотое яблоко»: с 1 ноября по 30 ноября.
  • «Л'Этуаль»: с 27 октября по 30 ноября.
  • «М.Видео»: с 24 ноября по 26 ноября.
  • DNS: с 24 ноября по 27 ноября.
  • Hoff: с 24 ноября по 26 ноября.

«Черная пятница»: советы

1. Определите бюджет

Обозначьте, сколько вы готовы потратить на покупку товаров: старайтесь не выходить за рамки. Можно установить лимит на карте или оставить на ней только ту сумму, которую можно потратить.

По результатам исследования Ozon за 2021 год, треть россиян в «черную пятницу» тратят от 10 до 20 тыс. руб., столько же — от 20 до 30 тыс. При этом большинство опрошенных копят на акцию: 13% делают сбережения в течение всего года, 44% начинают откладывать деньги за месяц-два до распродажи.

2. Составьте список покупок

Подумайте, какие товары и услуги вам нужно приобрести. Именно с них стоит начать список. «Хотелки» и спонтанные покупки лучше делать, если у вас останутся свободные деньги, выделенные на «черную пятницу».

По результатам опроса 2021-го года, чаще всего на больших распродажах россияне покупают:

  • мелкую бытовую технику — 32%;
  • одежду — 30%;
  • товары для дома — 27%;
  • обувь — 25%;
  • гаджеты — 24%.

Аналитики Ozon отметили, что каждый пятый россиянин старается закупиться впрок. Чаще всего это запасы товаров для дома, подарки, одежда и обувь.

3. Сравните цены у разных продавцов

Цена на один и тот же товар может отличаться в зависимости от продавца. Перед покупкой лучше найти несколько предложений, чтобы совершить наиболее выгодную «сделку». Это можно сделать самостоятельно или воспользоваться специальным сайтом для сравнения цен и товаров, например, Price.

Размер скидки зависит от товарного сегмента: в каждом из них есть своя наценка и маржинальность (уровень заработка ретейлера). Например, в электронике маржинальность чаще всего не превышает 15%, поэтому большие скидки встречаются редко. На одежде и аксессуарах продавцы могут заработать больше, из-за этого скидка до 90% вполне реальна. Недобросовестные продавцы в погоне за выгодой сначала завышают цену на товар, а затем снижают ее. Получается «привлекательная» скидка, например, в 50%. Лучший всего узнать стоимость интересующего товара до начала «черной пятницы».

4. Остерегайтесь мошенников

В преддверии «черной пятницы» активизируются злоумышленники: например, рассылают письма с фишинговыми ссылками на заманчивые предложения. Часто они ведут на копию известного интернет-магазина.

Простые советы, как не стать жертвой злоумышленников в «черную пятницу»:

  1. Не переходите по ссылкам в электронных письмах и не оплачивайте там товар. Возможно, это фишинговое письмо, с помощью которого мошенники хотят узнать данные вашей банковской карты.
  2. Помните, что мошенники могут создавать двойники популярных сайтов. Перед покупкой лучше проверить реквизиты компании: обычно злоумышленники их не указывают. Также обратите внимание на логотип, название сайта.
  3. Убедитесь, что на сайте есть SSL-сертификат, удостоверяющий подлинность ресурса: в таком случае адрес сайта будет начинаться с «https://». Если ресурс начинается с «http://» — это повод не доверять продавцу. Также если браузер обнаружит недействительный сертификат, рядом с адресной строкой появится значок «Не защищено» или всплывающее окно с предупреждением.
  4. Используйте для онлайн-покупок мобильные приложения, скачанные по ссылке с официальной страницы торговой площадки.
  5. Специалисты Центрального банка советуют завести для онлайн-покупок специальную банковскую карту, например, виртуальную. Лучше привязать ее к отдельному счету, где не будет много средств. В этом случае мошенникам не удастся похитить средства с основного банковского счета.
  6. Помните, что продавцы не имеют права просить у вас ПИН-код банковской карты или номер CVV.

5. Используйте системы лояльности магазинов

Многие популярные сайты для онлайн-шопинга предоставляют карты клиентов, дополнительные баллы или кешбэк от покупки. Изучите систему лояльности конкретного магазина до распродажи.

Другие акции и распродажи в России

  • 11.11. Название акция получила по дате проведения — 11 ноября: в Китае в этот день празднуют День холостяка. В 2009-м провести распродажу придумал Дэниэл Чжан, CEO холдинга Alibaba Group (компании принадлежат Alibaba.com и AliExpress). Акция стала невероятно популярна в Китае, затем ее переняли и в других странах.
  • «Киберпонедельник». За рубежом крупнейшая онлайн-распродажа начинается в первый понедельник после «черной пятницы». Российские интернет-магазины проводят «киберпонедельник» в другие даты. В 2025-м акция состоится 27 января [5].
  • Новогодние скидки. До и после 1 января ретейлеры устраивают различные акции и распродажи, чтобы подстегнуть покупателей приобрести товар.
  • Праздничные распродажи на 8 Марта и 23 февраля. В гендерные праздники магазины часто предлагают скидки на подарки. Обычно распродажи начинаются за неделю до дня Х.
  • Акции к 1 сентября. Ко Дню знаний некоторые магазины снижают цены на канцтовары, вещи и гаджеты. Правда, эксперты предупреждают, что спрос на цифровую технику в сентябре огромный. Если хотите купить телефон или компьютер, лучше сделать это за несколько недель до учебного года.
Поделиться
Авторы
Теги