«От страха кровь стынет в жилах». Названы 5 самых страшных фильмов ужасов

. Некоторые из этих хорроров вы точно видели
Обновлено 13 ноября 2024, 09:20
На фото кадры из фильмов «Звонок», «Изгоняющий дьявола», «Сияние» и «Чужой»
Фото: DreamWorks SKG; Hoya Productions; Warner Bros. Pictures; Twentieth Century-Fox Productions Ltd.

На фото кадры из фильмов «Звонок», «Изгоняющий дьявола», «Сияние» и «Чужой»

В мировом кинематографе есть много фильмов ужасов, получивших культовый статус. Они смогли принести огромные доходы своим создателям и запомниться зрителям. Это подтверждают рейтинги, которые авторитетные кинопорталы составляют регулярно, опрашивая своих подписчиков и читателей на тему того, какие ленты больше всего наводят на них жути.

Осенью 2024 года такой рейтинг обновили агрегатор профессиональных рецензий Rotten Tomatoes и посвященный индустрии кино и развлечений сайт Collider.

РБК Life изучил мнения и составил подборку из пяти самых страшных фильмов ужасов.

«Изгоняющий дьявола»

Режиссер Уильям Фридкин, 1973 год


На первом месте обоих рейтингов — классика ужасов, которую называют самым страшным фильмом всех времен. «Изгоняющий дьявола» на протяжении более чем 40 лет оставался самым кассовым фильмом в своем жанре. При бюджете $12 млн картина окупилась более чем в 30 раз, заработав свыше $428 млн.

Картина Уильяма Фридкина, основанная на реальном случае экзорцизма в 1949 году, считается одним из наиболее значимых и страшных фильмов ужасов всех времен, который оказал огромное влияние на современную культуру. Литературной основой для сценария стал роман Уильяма Питера Блэтти «Изгоняющий дьявола» (The Exorcist, 1971).

По сюжету, знаменитая актриса Крис МакНил, живущая на съемочной площадке нового фильма, начинает замечать странное поведение своей 12-летней дочери Риган. Та общается с невидимыми людьми, грязно ругается, выражает агрессию к окружающим, бьется в припадках, бегает по лестнице паучьей походкой и даже левитирует. При этом врачи в полном недоумении: многочисленные медицинские обследования не показывают никаких отклонений или патологий. В итоге специально приглашенный священник начинает подозревать, что девочка одержима дьяволом.

Во время первых показов зрителей настолько напугали некоторые сцены, что они уходили посередине сеанса. Самые впечатлительные люди падали в обморок. Актриса Эллен Берстин согласилась сниматься в фильме, при условии, что ее героиня не будет произносить фразу «Я верю в дьявола!», как это требовалось по сценарию. Продюсеры согласились и решили убрать данное высказывание.

«Чужой»

Режиссер Ридли Скотт, 1979 год

«Чужой» — научно-фантастический фильм ужасов 1979 года, снятый легендарным английским режиссером Ридли Скоттом. Это очень мрачная, атмосферная классика ужасов, сюжет которой разворачивается в космосе. Астронавтов одного за другим убивает чудовищный инопланетный организм, который пробрался на борт их корабля.

Сценарий фильма оказался на столе кинобоссов студии 20th Century Fox, которым не терпелось повторить успех вышедших в 1977 году «Звездных войн», а единственным «космическим» сценарием, готовым к той минуте, был «Чужой». Так проект получил зеленый свет и почти $4,5 млн бюджета.

В оригинальном фильме режиссера Ридли Скотта сыграли Сигурни Уивер («Чужие», «Чужой 3», «Чужой: Воскрешение») и Том Скеррит («Лучший стрелок», «Контакт»). Фильм настолько впечатлил публику, что стал основой для последующей франшизы. Хоррор о противостоянии команды космического корабля и жуткого пришельца стал популярным, и в последующие годы было выпущено несколько продолжений, но уже без прямого участия Скотта: сиквелы сняли режиссеры Джеймс Кэмерон, Дэвид Финчер и Жан-Пьер Жене.

«Сияние»

Режиссер Стэнли Кубрик, 1980 год


Фильм, снятый по мотивам одноименного романа Стивена Кинга, считается одним из лучших произведений в истории мирового кинематографа. Кубрик использовал инновационные для того времени приемы, в том числе систему стабилизации камеры Steadicam для реалистичной съемки в движении. Кроме того, практически все кадры с Дэнни были сделаны от бедра, чтобы зритель видел окружающий мир глазами ребенка. При этом из-за творческих разногласий с режиссером Кинг назвал фильм одной из наиболее неудачных адаптаций своих романов, заявив, что Кубрик ничего не понимает в жанре.

Переживающий кризис писатель Джек Торренс устраивается смотрителем в гостиницу «Оверлук», куда переезжает вместе c семьей в «мертвый» сезон. Зимой в течение нескольких месяцев отель, расположенный высоко в горах, оказывается полностью изолированным от внешнего мира из-за снежных завалов. Сын Торренса, Дэнни, обладает даром ясновидения — «сиянием», благодаря которому обнаруживает страшные тайны, хранимые стенами «Оверлука». В это же время страдающий алкоголизмом Джек постепенно сходит с ума. Работа над новым романом не клеится, в чем писатель начинает винить собственную жену. Зритель наблюдает за Джеком Николсоном, чей герой наводит ужас своим безумием.

«Звонок»

Режиссер Гор Вербински, 2002 год


Журналистка Рэйчел Келлер в исполнении молодой Наоми Уоттс расследует серию смертей подростков, погибших при загадочных обстоятельствах. Вскоре она начинает понимать, что они связаны с проклятой видеозаписью с пугающим видеорядом, после просмотра которого раздается телефонный звонок, сообщающий, что зрителю осталось жить «семь дней». У главной героини есть всего одна неделя, чтобы разгадать тайну и спасти свою жизнь.

«Звонок», ставший американской версией одноименного японского фильма 1998 года, собрал в мировом прокате почти $250 млн, что сделало его одним из самых успешных ремейков в истории. Режиссеру удалось передать гнетущую атмосферу тревоги, страха и напряженности, в том числе благодаря обилию полумрака в кадре и хмурой погоде, при которой проходили съемки.

Примечательно: оригинальный фильм ужасов «Звонок» японского режиссера Хидео Накаты 1998 года тоже попал в число самых леденящих кровь фильмов. Знаменитая сцена, в которой призрак выползает из телевизора, стала легендарной в кинематографе ужасов.

«Кошмар на улице Вязов»

Режиссер Уэс Крэйвен, 1984 год


В центре сюжета — Фредди Крюгер, призрачный маньяк-убийца, который является своим жертвам (подросткам) во сне. В качестве мотива тот использует месть родителям этих детей, устроившим самосуд над ним много лет назад. В кошмарах за подростками гонится и пытается убить человек с обожженным лицом в шляпе и с ножами на руке. Когда лучшая подруга старшеклассницы Нэнси умирает во сне ужасной смертью, девушка понимает, что ужас добрался и до нее. Пытаясь выяснить, как ему противостоять, Нэнси всеми силами старается не спать.

«Кошмар на улице Вязов» — один из самых узнаваемых фильмов ужасов. Он познакомил мир с Фредди Крюгером (его сыграл актер Роберт Инглунд), пугающей иконой поп-культуры , которая заставила целое поколение детей бояться видеть сны по ночам. Идея серийного убийцы, преследующего людей в их кошмарах, — успешная концепция, которая остается одной из самых креативных идей для любого фильма ужасов, пишет Collider.

Поделиться