Как быстро и легко выучить любой текст наизусть
. Методы и советыНа протяжении веков люди искали способы запоминать информацию быстро и эффективно. Вместе с экспертами выясняем, как работает память, какие существуют способы выучить информацию с минимальными усилиями и как эффективнее запоминать тексты на иностранном языке.
Содержание
Материал прокомментировали:
- Феодора Бобкова, методист образовательной платформы «Учи.ру» и учитель английского языка
- Екатерина Козейкина, психолог, системный семейный терапевт
Как работает память
Чтобы эффективно запоминать текст, важно понять, как устроена память. Мозг обрабатывает информацию с помощью разных видов памяти, каждая из которых играет свою роль в процессе обучения и запоминания.
По времени хранения информации память бывает кратковременной, оперативной и долговременной. Разбираемся в особенностях работы с каждой из них.
1. Долговременная память — это хранилище знаний, которое содержит информацию долгое время. Чтобы информация закрепилась в долговременной памяти, полезно повторять ее через определенные промежутки времени. В долговременной памяти также хранятся ассоциации и связи, которые создаются во время чтения текста. Существует несколько разновидностей долговременной памяти, каждая из которых по-разному влияет на запоминание [1], [2].
- Декларативная память отвечает за запоминание фактов и данных, например дат или значений слов. Именно благодаря декларативной памяти запоминаются конкретные факты из текста, которые потом воспроизводят в речи или на письме.
- Эпизодическая память позволяет запоминать события и детали из нашей жизни. При заучивании текста в определенных условиях, например, сидя в библиотеке, эпизодическая память связывает информацию с этим опытом.
- Семантическая память хранит обобщенные знания о мире и понятия, которые используются для понимания текста. Семантическая память помогает понимать значение слов и фраз в контексте, опираясь на опыт и знания.
- Процедурная память позволяет запоминать действия и навыки, например, как писать или структурировать текст. При многократном повторении материала процедурная память помогает сделать процесс изучения автоматическим.
- Эмоциональная память важна для запоминания текста, так как сохраняет информацию, которая вызывает сильные эмоции. Если текст вызывает интерес или удивление, то это помогает лучше его запомнить благодаря активации эмоциональной памяти.
2. Кратковременная память отвечает за хранение информации на короткий срок (от нескольких секунд до нескольких минут). Этот тип памяти важен для чтения и восприятия текста, ведь он помогает запоминать слова и предложения, пока мозг их анализирует. Однако, если информация не закрепляется, она быстро теряется, поэтому важно переводить нужные данные в долговременную память [1], [2].
В процессе запоминания часто активируются сразу несколько видов памяти. Например, при заучивании текста одновременно работают кратковременная, рабочая и долговременная память, формируя целостное восприятие информации.
Когда происходит какое-то событие, сначала информация задерживается в кратковременной памяти и только затем происходит ее переход в долговременную (консолидация). Этот процесс происходит во сне, так как для трансформации памяти из кратковременной в долговременную важна активность нейронов мозга, которая возникает во время медленной фазы сна [3].
«Легче всего мы запоминаем то, что связано с эмоциями. Если их нет, то мы как будто просто проходим мимо. Канадский психолог Лесли Гринберг пишет, что «нет ничего важного в жизни, если там не присутствует аффект». Поэтому для того, чтобы запомнить что-то, не окрашенное эмоциями, придется прикладывать те или иные усилия, — отметила Екатерина Козейкина.
Согласно исследованиям немецкого психолога Германа Эббингауза, существует «кривая забывания»: через 20 минут после заучивания люди помнят лишь 60% от выученной информации, спустя девять часов — 40%, а через месяц — чуть больше 20%. Таким образом, наибольшие потери информации происходят практически сразу после заучивания [4].
Получается, что без повторения и закрепления материала невозможно удержать знания даже на относительно короткий период, подчеркнула Екатерина Козейкина. А чтобы информация сохранилась надолго, она должна попасть в долговременную память.
Как быстро выучить текст наизусть
Уже в Древней Греции люди изобретали приемы улучшения памяти, которые в результате привели к созданию мнемотехники [1], [5]. Современные исследования подтверждают, что простые методы могут помочь запоминать текст быстрее и сохранять его в памяти надолго [6]. Иногда быстрее выучить текст помогает даже изменение шрифта, которым он написан [7]. Вот пять самых эффективных техник.
Метод пиктограмм
Метод пиктограмм — это техника визуального запоминания, при которой основные идеи текста заменяются картинками и символами. Читая текст, нужно выделять основные мысли и превращать их в простые пиктограммы — например, если речь идет о времени, можно нарисовать часы, для событий — фигурки людей. Затем нужно пересказать текст, глядя на эти изображения.
Ассоциации с визуальными образами помогают мозгу легче запоминать информацию, потому что они сохраняются в памяти лучше, чем сухие факты. Метод пиктограмм подходит для запоминания коротких, насыщенных информацией текстов, где есть ключевые данные, которые легко можно визуализировать, например, списки, определения, короткие статьи.
Аудиозаписи
Аудиозаписи — это простой и быстрый способ запоминания текста на слух. Он поможет тем, у кого хорошая аудиальная память и есть возможность слушать записи в фоновом режиме.
Чтобы проверить способ, нужно прочитать текст вслух, записывая голос на диктофон, или найти готовую аудиоверсию текста. Затем необходимо прослушать запись несколько раз, лучше с разной скоростью и с интервалами. Аудиозаписи полезны для запоминания длинных текстов, учебных материалов, стихов.
Переписывание текста
Переписывание текста может показаться долгим и утомительным процессом, но этот метод очень эффективен. Письмо активизирует моторную и зрительную память, способствуя лучшему усвоению материала.
Чтобы запомнить текст таким способом, нужно переписать его медленно и вдумчиво, в процессе выделяя важные моменты и комментируя их. Затем необходимо пересказать текст по памяти. Этот метод хорошо подходит для сложных или длинных текстов, которые требуют подробного понимания и внимательного изучения, например, учебных материалов.
Мнемоника
Мнемоника — это создание ассоциаций, рифм, акронимов или визуальных образов, чтобы лучше запоминать сложную информацию. Этот метод связывает новую информацию с уже известной, делая ее более понятной. Мнемоника особенно эффективна для запоминания перечислений, дат, имен и других сложных фактов.
Читая текст, нужно выделить ключевые понятия и придумать для каждого из них ассоциацию. Например, если текст о планетах, то представить каждую планету как конкретный образ: Марс — красное яблоко, Юпитер — воздушный шар. Затем выстроить их в логическую цепочку, которая поможет запомнить информацию в правильной последовательности.
Метод «вопрос — ответ»
Метод «вопрос — ответ» заключается в том, чтобы превращать текст в набор вопросов, на которые нужно ответить по мере изучения. Этот метод помогает лучше структурировать материал и закрепить его в памяти через активное взаимодействие с информацией.
При использовании этого метода необходимо прочитать текст и разбить его на логические части. К каждому из основных фрагментов нужно составить один или несколько вопросов, ответ на которые есть в тексте. Затем следует повторить ответы через определенные промежутки времени, чтобы закрепить материал. Метод идеально подходит для текстов, содержащих сложные концепции и информацию, требующую глубокого понимания.
Как быстро выучить текст на английском
Изучение текста на иностранном языке может стать вызовом, однако при помощи правильных методик можно значительно ускорить процесс. Для этого его нужно условно разделить на четыре этапа, рассказала учитель английского языка Феодора Бобкова.
- Первичное ознакомление. На этом этапе важно медленно и вдумчиво прочитать текст либо, если есть возможность, прослушать его. Главная цель — уловить общий смысл, структуру и выделить сложные моменты.
- Работа с текстом. Текст следует разбить на смысловые блоки и проработать незнакомые слова. Можно заранее подобрать ассоциации к сложным словам и послушать их правильное произношение. На этом этапе хорошо выделить ключевые фразы — для этого используют цветовые маркеры, чтобы обозначить важные моменты: причины, последствия, основные идеи.
- Запоминание. Можно слушать аудиозапись по частям и повторять. Еще стоит попробовать метод «снежный ком», когда предложения заучивают постепенно, повторяя все предыдущие с каждым новым. Например, выучили первое предложение, затем повторили его вместе со вторым, затем вместе со вторым и третьим. Так материал запоминается надолго.
- Воспроизведение. Завершить процесс можно репетицией текста перед зеркалом или друзьями. Превратить занятие в игру помогает подход с персонажами: например, детям можно предложить рассказать текст от лица пирата или принцессы. Можно также записать выступление на камеру или диктофон, чтобы проанализировать ошибки.
«Специфика запоминания любых иностранных слов в том, что новое слово нужно всегда применить в контексте. Бесполезно просто знать, как оно переводится, если ты не можешь его использовать в речи, — отметила Феодора Бобкова. — Главным лайфхаком здесь станут интерактивные упражнения, которые позволяют не только изучать новые слова, но и сразу отрабатывать их на практике».
Метод снежного кома
Метод снежного кома — это способ постепенного накопления информации. Он предполагает изучение текста частями и постепенное добавление новых фрагментов к уже выученным.
Начать нужно с запоминания одного предложения или короткого фрагмента текста. Затем добавлять по одному предложению или фрагменту, пока материал не запомнится целиком. Регулярное повторение и постепенное добавление новых частей делают запоминание текста более структурированным и легким.
Запоминание цвета
Цветовые маркеры помогают мозгу лучше выделять информацию. Этот метод основан на визуальных ассоциациях и задействует зрительную память, что особенно полезно при запоминании сложных фраз или новых слов.
При использовании этого метода нужно разделить текст на смысловые блоки и выделить каждый определенным цветом. Например, новые слова отметить желтым, сложные выражения — синим. Цвета помогут быстрее вспомнить нужные слова и фразы.
Прослушивание
Метод прослушивания помогает привыкнуть к звучанию текста и его произношению. Это эффективно задействует слуховую память, делая процесс запоминания более естественным.
Для использования этого метода необходимо записать текст на диктофон или найти готовую аудиозапись. Затем нужно прослушать запись несколько раз, обращая особое внимание на произношение. Полезно делать это на скорости чуть медленнее или чуть быстрее обычной — так можно быстрее освоить разные интонации и ритм текста.
Вопросник
Метод вопросника предполагает составление вопросов по тексту и поиск ответов на них. Этот метод помогает лучше осмыслить иностранный текст, углубить понимание и закрепить новую лексику и структуры.
Для этого следует прочитать текст, выделяя важные моменты, и составить к нему вопросы. А затем по памяти ответить на них. Этот способ не только помогает запомнить текст, но и развивает навык мышления на иностранном языке.
Метод ассоциаций
Метод ассоциаций предполагает создание связей между новыми словами и уже знакомыми образами и понятиями. Он позволяет быстрее запоминать незнакомые слова и их смысл. Этот метод эффективен для любых текстов, где требуется освоить большое количество новой лексики.
Прочитав текст, необходимо выделить незнакомые слова и придумать ассоциации, которые помогут запомнить их значение. Например, если нужно запомнить слово «difficult», можно ассоциировать его со словом «диктат», потому что это сложное понятие. Чем необычнее ассоциации, тем лучше они запоминаются.
Как быстро запомнить информацию
Используйте осмысленное запоминание, а не механическое, советует Екатерина Козейкина. Часть людей предпочитает зубрежку, но на самом деле надолго запоминается только то, что хорошо понятно.
- Если материал большой, важно разбить его на части, придумать заглавия или выделить ключевые тезисы, с которыми будет ассоциироваться содержание каждой из частей, советует психолог.
- Там, где это возможно, нужно вызывать у себя соответствующие образы. Они будут ассоциироваться с содержанием материала, который необходимо запомнить.
- Можно попробовать распределить материал на разные части, например, выделить предметы по цвету, имена мужские и женские.
- Чтобы свежая информация медленнее забывалась, можно подключить повторение материала. Самый подходящий момент для того, чтобы начать повторять изученное, — уже через 20 минут после освоения новой информации. Если вспомнить кривую забывания, именно в этот период происходит резкое падение линии в самом начале.
- Тем, у кого лучше всего развита слуховая память, может подойти способ прослушивания материала, который необходимо запомнить, в аудиоформате. Если готового аудиофайла нет, можно включить диктофон в телефоне и начитать нужный текст. А затем слушать его, параллельно занимаясь повседневными делами.
«Одна из главных ошибок — механическое заучивание без понимания смысла, — предостерегла Феодора Бобкова. — Такой подход поверхностен: ученик, скорее всего, забудет текст на следующий день, не усвоив ничего для дальнейшего изучения языка. Еще одна распространенная ошибка — откладывать запоминание объемного текста на последний момент. Ни к чему хорошему это не приводит: мозг просто не успеет обработать такой объем информации. Более того, после детальной проработки текста важно повторить его несколько раз — через пару часов, через день, через три дня и так далее. Об этом часто забывают, но такой метод поможет перенести знания в долгосрочную память, что очень важно при изучении любого иностранного языка».