«Без спецкорма болезнь ускорится». Ветврачи — об уходе зарубежных брендов

. Что делать, если животное отравилось некачественным кормом

Ветврачи заявили о сложностях с лечением домашних животных без импортных кормов

Обновлено 04 декабря 2024, 11:07
Ветврачи заявили о сложностях с лечением питомцев из-за ухода импортных кормов
Фото: Krasula / Shutterstock / FOTODOM

Ветврачи заявили о сложностях с лечением питомцев из-за ухода импортных кормов

Россия в лидерах по числу кошек и собак

Есть такие существа, которым сложно отказать. Они могут стать членом семьи или преданным компаньоном. А кто-то даже воспринимает их как детей.

Перед ними не могут устоять и знаменитости. Это и актеры (вспомним «супермена» Генри Кавилла и его криптонского пса Кал-Эла), и певцы (к примеру, чрезвычайно популярная в Штатах Тейлор Свифт, которая снялась на обложку Time со своим котом Бенджамином Баттоном), и писатели (знаменитый любитель кошек Хемингуэй), и политики (президент России Владимир Путин предпочитает собак; а в Великобритании есть даже специальная должность — главный мышелов, ее официально с 2011 года занимает кот Ларри, проживающий в резиденции премьер-министра на Даунинг-стрит, 10). С Ларри, кстати, было несколько казусных ситуаций [1], [2]. А два других питомца, наверное, и не в курсе, что оказались втянуты в политику [3], [4].

Если уж и знаменитостям не устоять перед пушистыми мордами, то что говорить об обычных смертных? Возьмем Россию, где домашние животные есть более чем у половины (56%) семей, как следует из данных переписи. В 2023 году в стране числилось 49,2 млн кошек и 25,5 млн собак. По количеству первых Россия занимает в мире третье место, по количеству собак — четвертое. Согласно опросу ВЦИОМа, кошка есть у каждого второго россиянина, собака — у каждого третьего.

Что касается расходов, то в среднем владельцы тратят на питомцев 3,3 тыс. руб. в месяц, или 39,5 тыс. руб. в год, говорится в исследовании Аналитического центра НАФИ. Больше всего уходит на питание (корм, лакомства и специальные добавки; 77%), далее следуют профилактические процедуры (40%) и платная перевозка (24%).

И вот с этой самой крупной статьей, особенно с кормами, у целого ряда владельцев появились проблемы. Во-первых, Россельхознадзор с 2020 года постепенно вводит ограничения на импорт кормов для животных из-за обнаружения в продукции нарушений. Во-вторых, на деятельность зарубежных компаний в стране повлияли санкции, вводимые в отношении России с 2022 года.

Два крупнейших производителя в стране — транснациональные компании Mars и Nestle — производство в России сохранили, но инвестиции свернули, а импорт кормов остановили. Nestle в начале 2024 года предупредила о росте цен на корма до 12% из-за подорожания сырья и ингредиентов.

РБК Life поговорил с ветврачами и владельцами животных и узнал, как обстоит ситуация с зарубежными кормами, а также спросил у юристов, что делать, если питомец отравился некачественным продуктом.

Проблема не в целом, а в частности

По данным Росстата, в октябре 2024 года в России произвели 138 тыс. т корма для непродуктивных животных (которые не используются для получения продукции животноводства, то есть кошки, собаки и прочие). Это на 4,2% больше, чем в октябре прошлого года, и на 7,9% больше, чем в сентябре нынешнего. Что касается объемов производства за первые десять месяцев 2024 года, то они оказались выше аналогичного показателя 2023-го на 8,3%.

То есть в целом рынок кормов для домашних животных показывает положительную динамику. То, что российский сектор стабилизируется после пандемии и санкций, отмечал и исполнительный директор Ассоциации производителей кормов для домашних животных Федор Борисов. В апреле он говорил, что 70–80% сырья для кормов делают в России, а местные производители наращивают выпуск продукции и насыщают внутренний рынок в объеме до 85%.

С мая 2023 года по апрель 2024 года ассортимент товаров для животных в российском ретейле увеличился на 8,8%, обогнав продукты, табак и алкоголь, сообщал Forbes со ссылкой на исследование NielsenIQ «Тренды зоорынка 2024». Одной из причин авторы этого исследования назвали активный запуск новинок и усиление локальных брендов.

Между тем местные бренды пока не могут покрыть все потребности, которые ранее обеспечивали иностранные корма. О чем именно идет речь и почему «импортозамещение не помогает», подробнее рассказали ветеринары.

Какие корма стали недоступны

Все опрошенные РБК Life ветврачи заявили: на российском рынке не хватает многих импортных кормов, но особенно — лечебных линеек.

«Владельцы животных чаще испытывают трудности в поисках кормов таких брендов, как Farmina, Monge, Hill's и Happy Dog. Это создает трудности для владельцев: без необходимых кормов сложно поддерживать здоровье животных, имеющих особые потребности. В частности, остро ощущается нехватка кормов с гидролизатами белка. Они необходимы для проведения диеты, исключающей пищевую аллергию, и при некоторых заболеваниях пищеварительной системы», — говорит ветеринарный врач — терапевт, диетолог, гастроэнтеролог ветклиники «В Добрые руки», член Ветеринарного общества диетологии и клинического питания VET Nutrition Елена Чадина.

То же отмечает и ветеринарный врач — диетолог ветклиники «Биоконтроль» Александра Буланова: «[Недоступных теперь кормов] достаточное количество. У нас есть такие гиганты, да, которые у всех на слуху и пропажа которых действительно отразилась на состоянии рынка, на настроении потребителя. Это Hills, это Farmina — сухие корма лечебные, и это Purina pro plan — сухие корма лечебные и влажные лечебные корма». По словам эксперта, российский рынок, к примеру Royal Canin, старается восполнить потери за счет местного производства, «но, к сожалению, там достаточно высокие требования к поставщикам сырья, поэтому это все происходит не так быстро, как нам бы хотелось».

То, что, «к сожалению, российское импортозамещение в этом вопросе не помогает», отмечает и ветеринарный врач — гастроэнтеролог-диетолог, ведущий специалист московской сети ветеринарных центров Dr.Hug Евгения Шевякова. Большинство таких кормов не соответствуют международным диетологическим рекомендациям для тех или иных заболеваний, говорит она.

«Сейчас в России любой человек может создать корм, прикрепить к нему название «лечебный» и продавать. По факту такие корма не лучше повседневных кормов и, конечно же, не помогают лечить заболевания», — поясняет эксперт.

В то же время есть и проблемы с повседневным рационом, отмечает Шевякова. Так, по ее словам, в России крайне ограниченные линейки монобелковых кормов и кормов, в которых углевод — это не рис, пшеница или кукуруза.

Кто пострадал больше

Больше всего пострадали владельцы животных со сложными заболеваниями, которые требуют более узкой направленности в плане лечения, говорит Буланова. Проблема существует, в частности, с консервами: есть определенные собаки и кошки, которым подходит только влажный корм. «И лечебных кормов влажных кошачьих очень мало сейчас. То есть те же гипоаллергенные корма на гидролизате — консервов нет. А сухой корм они не едят. Как правило, потому что он невкусный. И вот здесь мы сталкиваемся с трудностями», — рассказывает Буланова.

При этом компенсировать проблему витаминами нельзя, поскольку некоторые состояния требуют только диетологического решения — и альтернатив нет, отмечает она. «Та же, например, почечная недостаточность на ранней стадии, она поддерживается только диетой. То есть нам нужно ограничение фосфора, нам нужно умеренное количество белка и жирные кислоты омега-3. Это нам позволяют определенные диеты», — объясняет эксперт.

Сейчас же эти диеты ушли, продолжает она. Если раньше у тех же Purina или Royal Canin были специализированные диеты для начальной стадии почечной недостаточности, то врачи могли назначить диету и заболевание в принципе контролировалось. В настоящее время такой опции нет. «Мы пробуем другие варианты для взрослых животных назначать, но все равно это не то, что было раньше», — говорит Буланова.

Стоит понимать разницу между заболеванием на ранней и поздней стадиях, продолжает эксперт. На поздних стадиях животному могут назначить какие-то препараты, и корм уже уходит на второй план, потому что животное в принципе плохо ест — и лишь бы ело и не теряло вес: «Что оно там будет есть, уже без разницы, потом разберемся, нам нужно другие проблемы решать».

А вот что касается ранних состояний, то «на специализированном корме прогрессирование заболевания можно замедлить в несколько раз», говорит Буланова. «Без этого корма оно может прогрессировать достаточно быстро», добавляет она.

«Хозяевам приходится выкручиваться»

Обходные пути есть, но доступны не всем, отмечает Буланова. «Конечно, самые такие ушлые владельцы как-то через Белоруссию возят, через Европу, то есть какие-то обходные пути находят. Если очень сильно надо, у меня на самом деле владельцы находят все. Но это определенная прослойка населения, я бы сказала, которой это доступно. А если человек со средним или ниже среднего достатком, здесь уже какая-то проблематика может создаваться», — говорит эксперт.

По ее словам, российские производители стараются подхватить освободившуюся нишу, но пока новые неизвестные корма «не вызывают того доверия, которое было к тем же Hill's, Purina, Royal Canin или Farmina, то есть к тем кормам, которые на рынке у нас десятилетиями находятся и которые себя зарекомендовали как качественный продукт». «Поэтому корм нашего производителя может быть качественным, но пока вот нет доверия и люди не рвутся пробовать эти корма», — говорит Буланова.

В итоге хозяевам «приходится выкручиваться», выбирать натуральный рацион, продолжает она. По словам ветврача, если, условно, в 2020 году к ней приходили в месяц десять пациентов, которым требовался такой рацион, то теперь таких по пять в день. «То же самое с гипоаллергенными диетами, монобелком. Или нужны корма с новым источником белка, а этот корм не удовлетворяет требованиям производства — например, там могут другие белки просто подселяться. В плане момента производства это, знаете, как на упаковках пишут «содержит следы, сои, молока», которые могут вызвать аллергическую реакцию», — поясняет Буланова.

О переводе на домашние/натуральные рационы как о способе справиться с проблемой говорит и Чадина.

Шевякова также говорит о возможном переводе на «натуралку» и допускает подбор аналога импортного корма. Однако процесс перевода на другой рацион «может занять от двух недель до шести месяцев и сопряжен с возникновением проблем с пищеварением: рвота, диарея, абдоминальная боль». «Психологически для владельцев это очень сложный момент. Плюс финансовые затраты на покупку кормов и лечение», — отмечает эксперт.

По словам Шевяковой, примерно у 20% животных есть тяжелые заболевания, для лечения которых подходит только один вид корма.

«Например, у меня есть пациенты, которым подходит только корм на основе гидролизата соевого белка и кукурузного крахмала с низким уровнем жира, сейчас аналогов такого корма нет. Или пациент, которому подходит только корм на основе белка насекомых и картофеля — в России есть похожий корм, но он не подходит, потому что в составе есть еще много ненужных компонентов: чечевица, хрящи рыб, цикорий и топинамбур. Хорошо, что у владелицы есть шенгенская виза — она каждые три месяца ездит в Европу, чтобы купить корм своему питомцу», — рассказывает ветврач.

Что говорят производители

Компания «Гранд-Альфа» с 1998 года была эксклюзивным представителем немецких торговых марок Happy Dog и Happy Cat в России. Как отметила руководитель отдела маркетинга Ольга Маркова, закрытие поставок из Европы отразилось на работе компании, но еще до этого там «начали работу над запуском своего СТМ, отечественного производства, — Best Dinner». Первая партия сухих кормов Best Dinner вышла в январе 2021 года, в то время, когда на полках еще были массово представлены зарубежные торговые марки, добавила она.

По словам Марковой, в целом ситуация на рынке кормов для домашних животных изменилась. Если раньше в России выпускали в основном корма экономкласса, то теперь за «довольно короткий период» в стране «появились хорошие заводы, где ценят качество и потребность питомцев, современное оборудование, лаборатории, команда профессионалов вывели отечественное производство на очень высокий уровень».

«Что касается крупных сетей, то по факту спрос рождает предложение. Сейчас покупатели уже привыкли, что на полках стоят в основном российские продукты, за ними приходят, и сети без проблем ротируют ассортимент и подстраиваются под текущую ситуацию», — говорит Маркова.

В Nestle отказались от комментария. РБК Life направил запросы в Минпромторг, Роскачество и Роспотребнадзор. Россельхознадзор рекомендовал обратиться в Национальный кормовой союз, на момент выхода материала ответ не поступил.

Как выбрать корм в сложившихся условиях

Ветеринарные врачи дали рекомендации, как подобрать питомцу рацион.

По словам Чадиной, следует обращать внимание на содержание зольных остатков. «Чем больше золы, тем хуже качество белка, входящего в корм. Зольность в кормах низкого качества более 10%. Идеально, чтобы было 6–7%», — говорит она.

Также качественный корм имеет сбалансированный состав: витамины, минералы, белки, жиры, углеводы и их правильное соотношение. «Продукты крупных брендов средней ценовой категории обычно сбалансированы. К новым производствам относимся осторожно, тестируем», — советует эксперт.

В то же время Чадина подчеркивает, что нет идеального корма, который бы одинаково хорошо подходил каждому животному. «Стоит проводить пробное кормление, с плавным переходом на новый рацион, и тогда в течение трех недель можно сделать заключение, подходит корм или нет», — говорит ветврач.

То, что любой корм может подойти или не подойти питомцу, отмечает и Шевякова. «Причин множество: непереносимость каких-либо компонентов корма, разный процент и вид углеводов, разный процент жира», — поясняет она.

По словам Шевяковой, проще всего подобрать корм с ветеринарным диетологом. «Диетологи собирают пищевой анамнез, анализируют состав корма, оценивают состояние собаки, анализы и определяют конституцию — на основе этого подбирается корм и суточная норма», — объясняет она.

О том, что подбор корма — это «всегда индивидуальная история», говорит и Буланова. «Нет какого-то идеального корма, который подходит всем — и все прекрасно себя на нем чувствуют. Если бы такое было, скорее всего, у нас была бы какая-то монополия, и, наверное, у диетологов не было бы работы. У диетологов, гастроэнтерологов, в принципе ветврачей», — отмечает она.

Если речь о здоровых животных, к примеру собаках, корм подбирается в зависимости от породы, размера, возраста, того, кастрированное животное или нет. «И дальше у нас идут какие-то уже индивидуальные моменты: чувствительное пищеварение, или, например, с кожей какие-то проблемы, или у нас есть проблемы с другими внутренними органами. И в зависимости от того, насколько они интенсивные, мы уже подбираем какие-то диетологические решения из того, что у нас есть сейчас», — рассказывает Буланова.

В целом, по ее словам, «у нас рынок сейчас худо-бедно, но удовлетворяет потребности». «Как у врача, у меня все равно выбор среди кормов есть. И какие-то альтернативы я владельцам предложить могу».

Но если речь идет о животном с какой-то патологией, с каким-то заболеванием, то, конечно, лучше все делать через ветеринарного врача, говорит Буланова. «На всех лечебных кормах написано, что только по рекомендации ветеринарного врача вы данный корм должны покупать. То есть самостоятельно, конечно, лучше не заниматься назначением лечебных диет: там много нюансов», — предупреждает она.

Дорогой корм — панацея?

Некоторые владельцы уверены, что покупать нужно только дорогие корма (речь о повседневных, не лечебных кормах). Между тем Чадина отмечает, что это мнение ошибочно. «Есть корма средней ценовой категории, которые соответствуют всем требованием. Переплачивать смысла нет», — говорит она. В то же время эксперт предупреждает: корма не должны быть совсем дешевыми. «Линейки «эконом» обычно используют низкокачественное сырье при изготовлении продукта», — поясняет она.

С тем, что корм необязательно должен быть дорогой, согласна и Шевякова. «Большинство повседневных кормов имеют плюс-минус одинаковый состав и калорийность. Градация кормов на премиум-, супер-премиум-класс и холистик — просто маркетинговый ход. Вот пример: производители корма заменили пшеницу картофелем или чечевицей и назвали корм «холистик». А по факту это такой же корм, просто с другим видом углеводов, который может подойти или не подойти лично вашему питомцу», — объясняет эксперт.

А что насчет корма у мелких частников?

Чадина отмечает, что продавец должен работать официально, у него должны быть правильно оформлены документы, соблюдены правила перевозки и хранения продукта — в таком случае «корм не принесет вреда». «Однако фальсификаты попадаются, полностью обезопасить себя нельзя. Важно отметить, что корма обязательно должны быть герметично упакованы и не продаваться на развес», — добавила ветврач.

Необходимость проверить срок годности, целостность упаковки и условия хранения отметила и Шевякова.

Истории от хозяев

1. Кошка Тося — с итальянского Monge на российский корм

После того как из-за санкций производитель ушел из России, хозяева Тоси начали искать российский корм, переходили «с одного на другой». С первого кошку начало тошнить, его убрали, купили другой. Он оказался подходящим.

Из-за резкого перевода с одного корма на другой у кошки появился странный стул, и хозяева, испугавшись, сразу вернули оригинальный корм, и все пришло в норму.

«Мы постарались постепенно подсыпать старый корм в новый. У нас осталось полпачки, на какое-то количество. Мы разбили, засыпали туда порцию нового корма, корм перемешивали и уже такой вот корм ей отдавали. И дальше все очень спокойно», — рассказал хозяин Тоси Юрий.

2. Шпиц — с импортного корма на импортный

«Корм, которым мы кормили сначала, начал стоить в несколько раз дороже, а потом и вовсе ушел с нашего рынка. Некоторое время искали варианты, пробовали, остановились на другом, тоже иностранном. Собака не все нормально переваривала, так что много разного пробовали», — рассказывает хозяин шпица Василий.

Так, по его словам, у собаки были понос и рвота. Шпиц начинал «грустить», корм лежал в миске, и животное его не ело. Когда же корм меняли, собака «сразу веселая, ест нормально» и с пищеварением все нормально, говорит Василий.

3. Энке — «через огонь, воду и медные трубы»

Собаку Энке хозяйка Екатерина взяла из приюта. Сначала животное было на сухом корме, который посоветовала заводчица, поскольку некоторое время Энке и так было достаточно стресса, связанного с переездом.

Но собака не очень хорошо этот корм переваривала, и впоследствии пришлось перейти на другое питание. Поиск нового питания был «абсолютным адом», делится хозяйка. «Мы сначала пробовали разные сухие корма — как раз столкнулись с тем, что каких-то суперрекомендованных просто нет на рынке или они стоят запредельнейших денег. И мы смотрели динамику цен, и это действительно были супервозросшие цены по сравнению с тем, что было», — рассказывает Екатерина.

Потом они пробовали наблюдаться у диетолога и перейти на «натуралку», однако и этот вариант был не без трудностей. «Через просто огонь, воду и медные трубы заказывали витаминчики, и они были буквально в одном месте в Москве за какие-то бешеные деньги, но это необходимые добавки для собаки», — говорит хозяйка Энке.

В итоге она остановилась на кормах, которые выпускает под своей маркой одна из сетей магазинов продуктов для здорового питания. «Они оказались, на удивление, неплохими. Но нам повезло с тем, что собака с возрастом просто начала быть довольно адаптивна к питанию. Я, например, не знаю, что делают люди с породистыми, с сильно породистыми собаками», — отмечает Екатерина.

Адаптация, по ее словам, тоже проходила «через огонь, воду и медные трубы». «Мы лечили живот раз, не знаю, шесть-семь за первый год, когда Энке была дома», — говорит хозяйка. Она не уверена, в чем именно было дело: то ли из-за того, что собака была после приюта, то ли из-за непростых схем перехода с корма на корм.

«[Сейчас появился] минус такой глобальный. Раньше у тебя был довольно полноценный выбор — хочешь ты кормить собаку сухим кормом, влажным, или «натуралкой», или обработанной немножко «натуралкой». А сейчас как будто бы вот эта опция сухого корма немножко проигрывает, потому что, действительно, сложно найти классный, достаточно хороший корм, если у твоей собаки хоть немножко что-то не то с животом», — отметила Екатерина.

Что делать, если попался некачественный корм

Российские законы пока не совсем полноценно защищают права домашних животных, и если питомец отравился некачественным кормом или продукт оказался фальсификатом, добиться справедливости будет достаточно непросто, говорит управляющий партнер юридической компании «Справедливые решения» Михаил Репринцев.

Согласно ст. 137 Гражданского кодекса, к животным применяются общие правила об имуществе, поскольку законом или другими правовыми актами не установлено иное. Но в этой же статье, как и в уголовном законе, установлена недопустимость жестокого обращения с животными, противоречащего принципам гуманности. «То есть, если строго руководствоваться законом, животные по закону являются вашим имуществом, с которым не допустимо жесткое обращение. И на этом все. Во-вторых, в Уголовном кодексе закреплена статья, предусматривающая ответственность за производство и сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. Но она действует только в отношении людей. В отношении животных такой статьи нет!» — объяснил юрист.

По его словам, законодательство в части обращения с животными последние годы постоянно дополняется, но есть и явные пробелы.

«Так что же делать, если ваше животное отравилось кормом? Для начала имеет смысл обратиться с письменным обращением в Роспотребнадзор и Россельхознадзор в вашем регионе. К полномочиям Россельхознадзора как раз косвенно относится проверка кормов и ветеринарных препаратов», — говорит юрист. Также можно написать жалобу на производителя либо продавца корма в прокуратуру. Но здесь нужно отдавать отчет, что вряд ли там будут проводить какую-либо проверку и, скорее всего, переадресуют ваше обращение.

«Если случилось плохое и ваш питомец умер вследствие тяжелого отравления некачественным кормом или тяжело заболел, то наиболее действенным в этой ситуации может оказаться придание данной ситуации максимальной огласки и общественного резонанса. Можно разместить посты в различных пабликах в сети Интернет и попробовать обратиться в СМИ. Естественно, все это лучше делать комбинированно. Возможно, вы окажетесь такими не единственными, и освещение данного вопроса заставит обратить на него внимание различных профильных ведомств», — говорит Репринцев.

Самое главное, затевая подобные действия, абсолютно точно удостовериться в том, что именно отравление кормом привело к таким последствиям у вашего животного, а не иные причины, и не утверждать ничего такого, что вы не способны доказать впоследствии, предупреждает юрист.

Обращение же в суд в подобных ситуациях Репринцеву кажется малоэффективным, поскольку какие-либо значительные средства истцу, «скорее всего, не присудят, а времени на судебные разбирательства уйдет много». «Да и справедливость по такой категории дел вы вряд ли восстановите, так как производитель корма если и понесет финансовую ответственность, то она будет абсолютно мизерной для него», — заключил он.

В свою очередь, доцент департамента международного и публичного права Финансового университета при правительстве России Игорь Семеновский также обращает внимание на то, что продавец обязан передать покупателю «качественный товар, с неистекшим сроком годности, соответствующий, например, составу и вкусу, указанному на упаковке» независимо от того, ввезен ли корм по параллельному импорту или произведен в России.

Если потребитель обнаружит в товаре недостатки, которые не оговаривал продавец, то он вправе потребовать возмещения расходов на их исправление, а также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества, продолжил юрист. «К примеру, это могут быть деньги, потраченные на обследование и лечение домашнего животного, транспортные расходы и прочее», — пояснил он. Требование потребителя о возмещении убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества, продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный ИП, импортер) должен удовлетворить в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Также нужно иметь в виду, что в отношении товаров, включенных Минпромторгом в перечень товаров параллельного импорта, полноценно юридически распространяются и действуют положения закона о защите прав потребителей.

Если не удалось добиться возврата денег и расходов на лечение животного, нужно обратиться в органы Роспотребнадзора и прокуратуры — сделать это можно и одновременно с подачей претензии, говорит Семеновский. В целом административная практика показывает, что должностные лица Роспотребнадзора успешно отстаивают права граждан по товарам, которыми пользуются именно сами люди. «Вместе с тем в случаях, когда плохо от их использования становится животным, в деле значительную роль могут играть профильные экспертизы, которые устанавливают причинно-следственную связь между потребленным животным кормом и его ухудшившимся состоянием либо смертью. Это более сложная категория дел, так как здесь есть много нюансов и особенностей», — отмечает юрист.

Если же покупателю не удается отстоять правоту и в административном порядке, то он имеет право подать иск в суд общей юрисдикции и потребовать не только уплаченную за искомый товар сумму, но также и компенсацию морального вреда, судебных расходов и, в определенных случаях, проценты за пользование денежными средствами покупателя в период их удержания. «При этом идти в рамках административного и судебного порядков можно также одновременно», — заключил Семеновский.

Несколько занимательных фактов

  • По данным Всероссийской переписи домашних животных, портрет самой популярной кошки в России выглядит так: ее зовут Муся, ей от одного года до семи лет, живет в городе. Она беспородная, здоровая и нестерилизованная. Хозяева — семейная пара, которая считает ее членом семьи.
  • Портрет самой популярной собаки: Рекс, от года до семи лет. Он — немецкая овчарка, живет в городе, довольно крупный (более 26 кг). Хозяева — семейная пара, которая считает его другом и компаньоном.
  • Кошек россияне в большинстве случаев подбирают на улице, берут в «добрые руки» (40%), собак покупают в питомнике или у заводчика (27%). Но и собак забирают в дом с улицы или в «добрые руки» — этот вариант второй по популярности (24%).
  • 29% кошек у россиян — породистые. В топ-5 вошли британская короткошерстная, шотландская вислоухая, сиамская, мейн-кун и сибирская.
  • Если 71% кошек у россиян беспородные, то с собаками ситуация обстоит иначе: 60% имеют породу. Самые популярные: немецкая овчарка, среднеазиатская овчарка, чихуа-хуа, йоркшир-терьер, сибирская лайка.
Поделиться