Новый рэп и старый рок: каким был 2024 год в музыке

. Главные хиты, болезненные потери, скандалы и громкие камбэки

Каким был 2024 год в музыке: новый рэп и старый рок

Обновлено 23 декабря 2024, 15:22
Герои музыкальной индустрии 2024 года — не обязательно положительные: рэпер Macan, певица Сабрина Карпентер, Charli XCX и, конечно же, Пи Дидди
Фото: 1macan / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России); Jamie McCarthy / Getty Images; Jon Kopaloff / Getty Images; Amy Sussman / Getty Images for MRC

Герои музыкальной индустрии 2024 года — не обязательно положительные: рэпер Macan, певица Сабрина Карпентер, Charli XCX и, конечно же, Пи Дидди

По просьбе РБК Life музыкальный журналист и автор телеграм-канала «Нормальный инди-рок» Дмитрий Ханчин подводит музыкальные итоги года и вспоминает самые яркие события, феномены, героев и злодеев 2024 года.

Альбом года: «Brat» Charli XCX

В начале лета вышел восьмой альбом Charli XCX — британской певицы, долгое время исполнявшей передовую поп-музыку скорее для гиков и ценителей электроники, чем для широкой аудитории. Все изменилось с выходом Brat — релиз 7 июня стал одним из центральных событий культурной жизни года, вышел за пределы собственно музыки и оказался настоящим феноменом. Ядовито-зеленый дизайн пластинки разлетелся по соцсетям и дошел даже до кандидатки в президенты США Камалы Харрис. Эстетика и дух brat summer нашли отклик у многих, а само слово brat (в переводе — «оторва», «негодник») стало словом года по версии словаря Collins.

Триумфальную промокампанию этого альбома будут изучать на курсах по маркетингу, но дело не только в ней, дело и в самой музыке. Brat стал для певицы настоящим праздником непослушания: если на предыдущей пластинке Crash она пыталась играть по правилам и исполняла форматный прилизанный поп, то теперь записала альбом экспериментальный, дерзкий, клубный, мечущийся между отрывом на танцполе и откровенной рефлексией — такой, какого она хотела всю жизнь. Дав себе волю, Шарлотта Эйтчисон победила, а нам подарила настоящий праздник.

Хит года: Espresso Сабрины Карпентер

Самой прослушиваемой песней на стриминговых сервисах стала Espresso Сабрины Карпентер. Вышедшая в апреле, песня моментально сделала певицу звездой первой величины. Конечно, Карпентер не возникла из ниоткуда: она играла в диснеевском сериале, записала несколько альбомов, турила с Тейлор Свифт. Она в индустрии уже много лет, но в этом году вышла на совершенно новый, ранее недостижимый уровень популярности, и есть чувство, что все у нее только начинается.

Сам Espresso — легкий танцевальный поп с ретро-флером, неотразимой мелодией и остроумным текстом, в котором Сабрина придумывает многоэтажные словесные конструкции, сравнивает себя с крепким кофе и грозится, что не даст бойфренду уснуть всю ночь. Особенно хорошо дела у композиции пошли на Spotify: возникла даже теория, что лейбл, на котором выпускается певица, заплатил стриминговой платформе, чтобы тот продвигал песню, добавлял во всевозможные плейлисты и активно рекомендовал пользователям. Впрочем, подтверждений у этой теории не нашлось. В том, что песня — натуральный хит, сомнений никто не высказывал.

Самый популярный российский музыкант года: Macan

К концу года итогами 2024-го поделились два крупнейших российских стриминговых сервиса — «Яндекс Музыка» и «VK Музыка». И в обоих абсолютным победителем стал Macan, причем уже не первый год подряд. Успеху альбома I AM нисколько не помешало неловкое интервью каналу «Вписка», в котором артист за два часа употребил слово «брат» чуть ли не больше раз, чем вышеупомянутая Charlie XCX за весь год. Песни Макана — это своего рода шансон на современный лад, музыка с максимально консервативным посылом, нашедшая отклик у масс. Спортивный молодой человек воспевает традиционные ценности, читает о любви к автомобилям, сравнивает себя с Данилой Багровым, советует слушателям «не пробовать травку» — похоже, так звучит герой поколения.

С другой стороны, одним из самых обсуждаемых исполнителей, любимцем критики среди российских артистов стал Saluki — тоже рэпер, но совсем другого плана: битмейкер, в какой-то момент вставший к микрофону. За последние полтора года у него вышло три крупных и довольно эклектичных релиза, на которых Saluki вольно переходит от перегруженного трэпа к гитарному инди-року, оттуда — к хип-хопу старой школы — также охваченными оказались фанк, эмбиент и еще с полдюжины жанров.

Macan и Saluki — две полярные крайности одного жанра, но все же есть одна вещь, которая их объединяет: в их музыке отсутствует политическое измерение. Ну а те российские музыканты, у которых оно присутствует, рискуют оказаться героями следующей главы этого текста.

Вопрос года: откуда берутся черные списки музыкантов

Раз в несколько месяцев СМИ распространяют все новые списки музыкантов, выступления которых якобы находятся под запретом в России. Якобы — потому что неизвестно, откуда эти списки поступают, кто их составляет и какую силу они имеют. А также по какому принципу в них зачисляют. Так, в конце сентября был опубликован очередной блэклист, в который вошли совершенно разные исполнители: поп-звезды вроде Анны Асти и Димы Билана соседствуют с нишевыми группами, а музыканты, которые резко высказывались на злобу дня, — со вполне лояльными власти артистами.

Вражда года: Кендрик Ламар против Дрейка

Крупнейшим конфликтом в музыке (возможно, не только этого года, но и всего XXI века) стал биф между двумя рэп-звездами первой величины — Кендриком Ламаром и Дрейком. Их вражда тянется уже почти десять лет и достигла в этом году критической точки, взорвавшись серией взаимных выпадов. Как правило, подобные события вызывают интерес только в среде фанатов жанра; в данном же случае речь идет о миллионах прослушиваний и всеобщем внимании.

Артисты вылили друг на друга несметное количество грязи. Дрейк в своих треках дразнил Ламара за невысокий рост и маленький размер ноги, поддевал оппонента за недостаток хитов и обвинял в домашнем насилии. Кендрик в ответ уличал Дрейка в ненастоящих кубиках пресса, утверждал, тот Дрейк плохой отец и прячет от внимания публики несколько детей от разных женщин. Доходило даже до обвинений в педофилии. Такого накала страстей в рэп-среде не было с 1990-х, когда конфликт Тупака и Бигги символизировал войну побережий. К счастью, на этот раз обошлось без убийств.

В таких историях не всегда легко выявить победителя, и на это раз немало урона понесли оба. Но все же выходы Кендрика были жестче и прицельнее били по болевым точкам, а один из его дисс-треков — Not Like Us — дебютировал на первой строчке Billboard Hot 100 и побил на Spotify стриминг-рекорд для рэп-песни. Спрашивается, и у кого после этого недостает хитов.

Скандал с Пи Дидди

В 2024-м в центре скандала и судебных разбирательств оказался Шон Комбс, он же рэпер Пи Дидди. Запрещенные вещества, сексуализированное насилие, оргии, секс с несовершеннолетними, рэкет, торговля людьми, принуждение к труду, шантаж, взяточничество — количество обвинений и число обвинителей Комбса перевалило за сотню. Возникали совсем дикие детали вроде тысячи бутылок лубриканта и детского масла, обнаруженных в особняке Дидди.

Музыкант был арестован 16 сентября. Дальнейшая судьба Комбса решится 5 мая 2025 года — на эту дату назначен суд. Также под прицелом оказались участники его вечеринок, среди которых — Леонардо Ди Каприо, Джей-Зи с Бейонсе, Дженнифер Лопес, Эштон Кутчер и многие другие селебрити. Их критикуют за молчание, а Джей-Зи недавно тоже обвинили в изнасиловании.

Потеря года: Стив Альбини

В уходящем году мы недосчитались многих музыкантов. Среди них — джазовая легенда Куинси Джонс, и легенда андеграундного рэпа Ka, и первый вокалист Iron Maiden Пол Ди'Анно, и самый бедовый из участников бойз-бэнда One Direction Лиам Пейн… К сожалению, список можно продолжать долго.

Пожалуй, самой неожиданной и шокирующей, бьющей под дых стала смерть Стива Альбини. За свою карьеру, стартовавшую еще в 1980-е, он успел переиграть в ряде культовых групп, сохраняя приверженность шумному пост-хардкору. Но все же для многих Альбини — прежде всего звукоинженер, один из величайших в истории музыки. Он делал звук «Нирване», Пи Джей Харви, Pixies и другим звездам альтернативного рока и в то же время много и с удовольствием работал с совершенно малоизвестными панк-группами.

Со всех он брал одинаковый гонорар, отказывался от авторских отчислений, предпочитал аналоговую запись, славился принципиальностью, неуступчивым характером и невероятной работоспособностью. 8 мая этого года Альбини умер от сердечного приступа в возрасте 61 года. Через десять дней вышел альбом To All Trains его группы Shellac — финальный, хотя и не планировался таким. А позже в Чикаго назвали в его честь улицу.

Возвращение года: The Cure

2024-й ознаменовался рядом ярких камбэков. Oasis объявили о воссоединении. Linkin Park вернулись с новой вокалисткой и свежим альбомом. По-настоящему долгожданным стало возвращение The Cure. Строго говоря, они никуда и не уходили, но нового материала от них не было 16 лет. Все это время лидер группы Роберт Смит обещал свежий материал и неизменно оттягивал его выход, и чем дальше, тем более мифическим и недостижимым становилось само понятие «новый альбом The Cure».

И вот, когда никто уже ничего не ждал и ни на что не надеялся, появился Songs of a Lost World — восемь долгих, неторопливых и абсолютно сокрушительных песен, обращенных куда-то в сторону вечности. Это полотна, размашистые пейзажи, моря звука, в которых тонешь с головой и цепляешься за голос Роберта Смита, который поет о смерти, конце всего сущего и собственной старости, но в свои 65 звучит так же, как звучал в 20, — а значит, есть в этом мире вещи, над которыми время не властно.

Поделиться
Авторы
Теги