Розничные магазины обвинили маркетплейсы в завышении цен. Что случилось

. Они призвали ввести понятие дискриминации партнеров и покупателей

Розничные сети призвали маркетплейсы раскрывать механизмы ценообразования

Обновлено 19 декабря 2024, 12:37
Михаил Гребенщиков / РБК
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Представители традиционной розницы обратились к правительству с предложением изменить законопроект о платформенной экономике. Они требуют, чтобы маркетплейсы раскрывали алгоритмы ценообразования, ограничения количества пунктов выдачи заказов в регионах и запрета на приоритет собственных торговых марок. Письма с этими предложениями были направлены премьер-министру Михаилу Мишустину и заместителю руководителя администрации президента Максиму Орешкину, сообщает РБК.

К обращению присоединились такие объединения, как Ассоциация торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), Ассоциация предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) и другие. Они пожаловались на дискриминацию традиционной розницы со стороны маркетплейсов. Претензии касаются продвижения собственных брендов площадок, необоснованного повышения цен и штрафов, а также проблем с контрафактом и интеллектуальной собственностью.

Авторы письма предлагают ввести понятие дискриминации партнеров и покупателей, запретить продвижение собственных товаров маркетплейсов через алгоритмы и обязать площадки передавать данные о налоговых нарушениях. Также предлагается установить минимальную площадь пункта выдачи заказов 25 кв. м и дать регионам право ограничивать их ПВЗ.

По мнению председателя совета Торгово-промышленной палаты по развитию цифровой экономики Николая Комлева, важно исключить из регулирования магазины приложений, соцсети и площадки, распространяющие исключительно товары и услуги собственных брендов. Он считает, что ключевым критерием для новых правил должны стать рыночные показатели платформ: число сделок и пользователей в сутки должно превышать 100 тыс.

Директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов отметил необходимость дополнительной маркировки карточек товаров. По его словам, сейчас покупателю трудно выявить недобросовестных продавцов из-за «накрученных» отзывов и оценок». Кроме того, принцип ранжирования товаров по цене не дает определить, является ли продавец официальным представителем бренда, обладает ли необходимыми лицензиями и разрешениями, является ли его товар импортным или отечественным.

В свою очередь, представители Ассоциации цифровых платформ выступили против этих предложений. В организации отметили, что многие из них уже реализованы: например, маркетплейсы сообщают данные налоговым органам. Введение дополнительных ограничений, по их мнению, может привести к стагнации бизнеса, росту цен и снижению доступности товаров для населения.

Ранее доцент департамента международного и публичного права Финансового университета при правительстве России Игорь Семеновский в беседе с РБК Life раскрыл секрет безопасных покупок техники на маркетплейсах. По его словам, первое, что стоит сделать при покупке техники в интернет-магазине, — это изучить данные о продавце, в том числе контактные (ст. 9 закона «О защите прав потребителей»), и информацию о потребительских качествах и свойствах реализуемых им товаров.

В соответствии с законом «О защите прав потребителей» при продаже в интернет-магазине (дистанционным способом) продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация:

  • об основных потребительских свойствах товара;
  • адресе (месте нахождения) продавца;
  • о месте изготовления товара;
  • полном фирменном наименовании продавца (изготовителя);
  • цене;
  • об условиях приобретения товара;
  • о доставке;
  • сроке службы;
  • сроке годности и гарантийном сроке;
  • порядке оплаты товара;
  • сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Поделиться
Авторы
Теги