Что искусство дает бизнесу: как арт-коллаборации улучшают пространство
. Рассказываем на примерах из реальной жизниЛюбой бизнес сам по себе не уникален. Самобытностью бренды наполняют концепция, подача и желание выделиться на фоне сотен конкурентов на рынке. Поэтому искусство, которое можно потрогать, увидеть вживую, на фоне развития искусственного интеллекта и автоматизации процессов стало еще более ценным маркетинговым инструментом и инвестицией.
Проект «Арт-фабрика» Агентства креативных индустрий Москвы с 2023 года объединяет «два мира» — бизнес и искусство — и наполняет общественные пространства арт-объектами. В рамках него застройщики и бизнесмены формируют запросы на разработку нестандартных скульптур, муралов и других форм искусства для общественных пространств, а художники и дизайнеры предлагают свои концепции. Третий конкурсный отбор завершился в декабре этого года и совсем скоро паблик-арт финалистов украсит городское пространство.
Рассказываем о пользе арт-коллабораций для бизнеса на реальных примерах, в том числе двух московских девелоперов.
Бизнес и искусство
Искусство наделяет любой продукт дополнительной ценностью, сочетая функциональность с эстетикой, что усиливает конкурентоспособность таких бизнес-проектов и привлекает покупателей. По данным опроса группы «Самолет», 61% респондентов сказали, что при выборе квартиры обращают внимание, в частности, на наличие арт-объектов рядом с домом. По мнению опрошенных, художественные инсталляции часто становятся центром социальной жизни квартала, а иногда даже выступают в качестве символов той или иной части города. Лидерами стали муралы и статуи необычных форм — они собрали 43 и 36% голосов соответственно. Больше набрали только топиари — фигуры из искусственной травы (64%).
Сегодня объекты паблик-арта в городском пространстве влияют на решение о покупке недвижимости, повышают привлекательность для отдыха, в том числе для туристов, и качество жизни и культуры людей. Так как рядом с арт-объектами, как правило, обустраивают общую инфраструктуру.
«Искусство добавляет ценность любому пространству. Объекты паблик-арта в городах приносят сразу ряд положительных эффектов: места начинают притягивать людей, растет туристическая привлекательность — от этого экономически выигрывает бизнес; растет качество жизни и культура людей, так как рядом с арт-объектами, как правило, идет обустройство общей инфраструктуры. Для выполнения этих задач девелоперы обращаются к участникам «Арт-фабрики» — нашего проекта по преобразованию городской среды. Это открытый конкурс среди художников, дизайнеров, коммуникационных агентств и творческих объединений. Компании сами дают технические задания и предлагают возможные пространства для арт-объектов», — говорит Гюльнара Агамова, руководитель Агентства креативных индустрий.
Как бизнесу найти своего художника
Проект Агентства креативных индустрий «Арт-фабрика» — платформа, которая помогает выстраивать диалог между предпринимателями и дизайнерами, чтобы вместе они создавали общественные пространства с интересной творческой концепцией.
Бизнес-участники «Арт-фабрики», московские девелоперы MR Group и группа компаний «Кортрос», одними из первых начали интегрировать в программу своих пространств паблик-арты, победившие в конкурсах проекта. По словам куратора социокультурных программ MR Group Ирины Матвиенко, в последние десятилетия современные скульптурные высказывания стали хорошим тоном в бизнесе. «Причем основную роль в стремительном подъеме российского паблик-арта играет именно частный заказ», — отмечает она.
«MR Group в постоянном режиме собирает коллекцию для своих жилых объектов и ситуативно для выставочной программы в городе — через открытые творческие конкурсы эта задача решается быстрее и комфортнее. Мы видим яркий срез современной скульптурной мысли, демонстрацию результатов поиска новых выразительных форм и технологических решений», — добавляет Ирина Матвиенко.
Руководитель проекта группы компаний «Кортрос» Дарья Молодцова также говорит, что искусство в девелопменте помогает повышать нематериальную ценность жилья для клиентов и поддерживать развитие современного искусства.
«На данный момент скульптуры установили в двух московских кварталах «Кортрос». В перспективе мы планируем размещать креативные объекты и в других наших жилых комплексах, в том числе в регионах. Особенно важно присутствие паблик-арта в тех проектах, которые находятся на месте бывших промышленных предприятий. Искусство помогает создавать для них новые смыслы и давать вторую жизнь территориям, которые, казалось бы, никогда не смогут стать комфортными жилыми локациями», — резюмирует Молодцова.
Такие процессы идут сейчас, например, в Южном порту. Именно здесь новый проект «Кортрос» под названием Ultima City примет скульптуру арт-группы Zuk Club, победившей в конкурсе. В 2023 году для этого же проекта выбрали работу Ивана Калиничева и интегрировали ее в общее благоустройство общественной площади.
Почему это выгодно всем
Бизнес формирует техническое задание, и художники в рамках конкурса предлагают идеи по их запросам. В результате:
- компания получает десятки предложений и выбирает лучшее;
- творцы открывают для себя новые горизонты;
- город приобретает новый, интересный и притягивающий арт-объект.
Таким образом, коллаборация бизнеса и искусства отражает стратегию win-win (то есть беспроигрышную для обеих сторон).
«Арт-сообщество и бизнес раньше никогда не работали на таком уровне. Механизм взаимодействия был не отлаженным, отчего арт-рынок и его специфика для любого девелопера казались другим миром. Поэтому, с одной стороны, проект помогает коммерческим компаниям достигать глобальные цели в общении с целевой аудиторией. Особенно в девелоперских проектах «высоких» ценовых сегментов. С другой — это реальная поддержка и участие в развитии искусства со стороны бизнеса», — сказала Дарья Молодцова.
Опыт девелоперов подтверждает, что союз бизнеса и искусства помогает создавать привлекательные арт-объекты, которые «освежают» города. Они наполняют мегаполисы яркими и запоминающимися элементами. Одновременно продуманная коллаборация привлекает потенциальных покупателей, а творцам позволяет продвигать свое видение.