Святки: когда и как гадали. История старинного обычая
. Его истоки прослеживаются до Древнего ЕгиптаНазваны подробности из истории святочных гаданий
Со Святками связано множество поверий, в которые вплетены суеверные обычаи. Одни из них гадания — например, в это время девушки надеялись узнать, как сложится их личная жизнь. Рассказываем подробнее об истории святочных гаданий и почему в старину на Руси верили, что на Святки можно узнать будущее.
История праздника
Святки отмечаются в январе в течение 12 дней — с Рождества Христова до Крещения (с 7 по 19 января). По старому стилю, торжества начинались раньше — с 25 декабря — и продолжались приблизительно до 5 января.
Как отметил этнограф Михаил Забылин в книге 1880 года «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», Святки соответствовали священным ночам у немцев. По другой версии, значение слова «Святки» — праздник.
Забылин подчеркивает: слово «Святки» говорит о святости ввиду важности христианского праздника. Но в древности в это время проводились языческие обряды, искоренить такую традицию полностью не вышло, она сохранилась, но в измененной форме. К таким обрядам он относит гадание, игры, ряженье и прочее. Их истоки этнограф находит в Древнем Риме и Древнем Египте, в Древней Греции и даже в Индии.
Так, древнеегипетские жрецы отмечали восстание Озириса (Осириса). Праздник рассматривался как своеобразный Новый год. Жрецы переодевались в костюмы различных божеств и выходили в таком виде на улицы. Схожие обычаи, утверждает Забылин, были и у персов на день рождения Митры.
Осирису в Древнем Египте поклонялись как богу плодородия, кроме того, он рассматривался как умерший и воскресший правитель. Древние египтяне верили, что Осириса убил его брат Сет, жена которого изменила свою внешность, чтобы соблазнить первого. Тело Осириса разорвали на куски и разбросали по всему Египту. Возлюбленная убитого, Исида, собрала его останки, позже у пары родился сын Гор, бог неба и солнца.
В древней индоиранской мифологии Митру почитали как бога света. Его культ распространился из Индии до Испании, Великобритании и Германии. Первое письменное упоминание о Митре относится к 1400 годам до н.э. После того как персы потерпели поражение от войск Александра Македонского культ Митры разошелся по эллинскому миру. В III и IV веках н.э. Митре поклонялись солдаты Римской империи. Митраизм приняли римские императоры Коммод и Юлиан Отступник.
В Скандинавии Святки были известны как Иольский и Юльский праздник. В Норвегии торжества шли в честь Тора, а в Дании — в честь Одина. Начинали праздновать обычно в полночь 4 января, длились торжества три недели. Название праздника происходит от слова Hjul, что можно перевести как «колесо». Считалось, что в это время год «поворачивался колесом».
Один считался в скандинавской мифологии главным богом. Его наделяли различными характеристиками. К нему обращались при подготовке к войнам, кроме того, он почитался как бог поэзии, мертвых, рун и магии.
Тор — бог грома, неба и земледелия, сын Одина.
Какие на Руси были гадания на Святки
В старину на Руси верили, что во время, близкое солнцестоянию, размывается граница между мирами людей и духов. Считалось, что на Святки по свету гуляет нечистая сила, а гадания в это время правдивы, потому что души умерших становятся к живым ближе и могут раскрыть различные тайны. Расспросить о будущем пытались и нечисть. Гадали о том, каким будет урожай, о судьбах и о свадьбах.
Такие ритуалы воспринимались как нечто опасное: верили, что злые духи могли причинить вред гадавшему и даже забрать его на «тот свет». Для защиты от них во время гадания запрещалось говорить, смеяться и даже оглядываться. Гадавшим следовало держаться за мизинцы и нарисовать защитный круг. В завершении ритуала нужно было перекреститься и «зачураться» — сказать «чур меня».
Гадания про урожай
Крестьяне шли к перекрестку после утренней службы 1 января, чертили крест на снегу и прикладывались к нему ухом. Услышат груженую телегу — урожай будет богатым. Звук пустой телеги не сулил добра — урожай не задастся. Также связывали пучки колосьев разных злаков, оставляли на улице и по образовавшемуся на них поутру инею судили, какой злак даст летом хороший урожай. Дождливый месяц пытались узнать по луковицам: 12 луковиц очищали и посыпали солью, утром смотрели, на какой из них соль будет самой сырой.
Гадания на судьбу
В семье у каждого была своя ложка, по ней в Святки и пытались узнать о судьбе владельца. Ложки клали в кашу с изюмом и медом так, чтобы углубление было сверху. Блюдо накрывали пирогом или хлебом, покрывали скатертью. На следующий день уже можно было составить предсказание. Скорая смерть грозила тому, чья ложка перевернется.
Кроме того, в ложки могли налить воду и выставить их на мороз. С утра судили о будущем: замерзшая «ямкой» вода — к смерти, долголетие обещали по льду, замерзшему «пузырьками» или «бугром».
Будущее пытались и услышать, прижимаясь к земле в новогоднюю ночь, на месте для молотьбы хлеба. Стук — к смерти, звон — к свадьбе, молотьба — быть гадающему богатым. Вечером перед Рождеством будущее выведывали, подслушивая под чужими окнами. Самое хорошее предзнаменование — услышать молитвы. Считалось, что не повезет тем, кто услышит звуки ругани и плача. В первом случае гадающего ждет беспокойный год, а во втором — болезнь. Смельчаки надеялись выведать будущее, «подслушивая» у закрытой церкви. Покажется им, что из храма раздается заупокойная, то это сулит смерть. Звуки венчальной, очевидно, предрекали свадьбу.
Гадание на замужество
На гадания по зеркалам отваживались только самые смелые девушки, писал Забылин. Например, они пытались увидеть лицо суженого через свечу, глядя в зеркало. Тут важно было вовремя проговорить «чур меня» — тогда видение пропадало.
Кроме того, силуэт будущего мужа пытались рассмотреть и в коридоре отражений, образованном двумя зеркалами, поставленными друг напротив друга. Якобы образ суженого принимала нечисть.
Еще в XIX веке Забылин уточнял, что нервное напряжение при гадании может сказаться и на воображении, развив из фантазий различные образы. По мнению этнографа, к гаданиям как раз «способны» нервные и впечатлительные натуры. Ипохондрикам и страдающим от проблем со здоровьем от такого занятия лучше отказаться — они могут сильно испугаться от «увиденного», что скажется на их самочувствии.
Впрочем, девушек подобные замечания останавливали явно не всегда. Они мечтали узнать не только внешность будущего мужа, но и то, будет ли брак счастливым. Одно из таких гаданий было по поленьям. Девушка вытаскивала полено в темноте из поленницы и по нему судила о том, какой муж ей достанется. Гладкое полено сулило как доброго, так и бедного супруга. Трактовки, связанные с суковатым поленом, тоже разнятся. По одной из версий, это обещание богатого мужа, а по другой — у суженого будет скверный характер.
Когда ждать замужества, тоже пытались узнать на Святочных гаданиях. Один из способов связан с водой. Как указывал Александр Афанасьев в «Поэтических воззрениях славян на природу», крестьянки набирали воду в рот из реки и спешили воротиться в избу. Не прольют воду — жених посватается, а та, что выплюнет воду (не важно от страха, закашляется ли или просто устанет), пока может забыть о свадьбе. Считалось, что раньше всех замуж выйдет быстрее всех вернувшаяся в избу девушка.