Шопотерапия
Исследование показало, что желание побаловать себя преобладает над стремлением порадовать других. Хотя двое из пяти опрошенных ответили, что скорее сделают маленький подарок ближнему, чем себе, в среднем европейцы тратят на приятные мелочи для друзей или родственников на 6 евро меньше. При этом каждый десятый не постеснялся добавить, что главным мотивом одарить кого-то, скажем, коробочкой конфет или бутылкой вина является расчет на то, что c ним поделятся.
Наиболее щедрые по отношению к себе – немцы. На маленькие радости они спускают за раз 72 евро. Возможно, это свидетельствует о более стабильной, чем в других странах, экономической ситуации в Германии. Самые же прижимистые – жители Великобритании: для них приятная мелочь не должна стоить в среднем больше 32 евро. Кроме того, британцы обнаружили себя очень совестливыми транжирами: четверть из них признались, что личные покупки вызывают у них чувство вины. Среди россиян угрызения совести по этому поводу испытывают 10%.
Хотя молодые люди чаще остальных чувствуют вину, расходуя деньги на второстепенные нужды (ведь их можно отложить на черный день или на решение жилищного вопроса), именно они особенно склонны к подобным тратам. Причем каждый пятый представитель молодого поколения признал, что после финансового кризиса стал баловать себя чаще. Почти треть респондентов из этой категории начали больше тратить на отпуска, походы в рестораны, дорогие одежду и аксессуары – то, что к мелочам не отнесешь. Люди в возрасте (55 лет и старше) тоже не отказывают себе в радостях жизни, однако 38% из них сказали, что речь идет о совсем маленьких покупках, которые они к тому же считают необходимыми, например кофе или сыре.