Лента новостей
Трамп и Байден подписали соглашение о начале передачи власти 04:33, Новость Как выбрать зимние шины, подходящие именно вашему автомобилю 04:30 Против блогера Лерчек подали иск на ₽2 млн из-за «премиального курса» 04:16, Новость Блинкен заявил о завершении работы над кредитом Киеву в $50 млрд 04:11, Новость У рабочих автосервисов больше всех в России выросли пожелания по зарплате 04:01, Статья Меркель призвала создать в НАТО надежную систему сдерживания России 03:58, Статья Дофаминовые интерьеры: как создать дома интерьер, вызывающий яркие эмоции 03:23 «Хезболла» заявила об атаке на дом командующего ВВС Израиля в Тель-Авиве 03:18, Новость В Киеве прогремели взрывы 03:07, Новость В США перенесли оглашение приговора россиянину Виннику 02:57, Новость В Раду внесли проект об увольнении главы Минобороны 02:21, Новость Лавров заявил, что Запад проигнорировал предупреждения об ответе на удары 02:16, Статья ФСБ рассекретила допрос участника карательных операций в годы ВОВ 01:47, Новость В Башкирии перепутали самолет Ан-2 с украинским дроном 01:23, Статья ПСЖ из-за ошибки Сафонова проиграл «Баварии» в матче Лиги чемпионов 01:04, Статья Лавров счел нескорым дипломатическое урегулирование конфликта на Украине 01:02, Новость Меркель рассказала о подозрениях сенаторов в США в ее адрес из-за России 01:00, Статья На каких условиях семьи с детьми могут купить жилье в новостройке 00:56
Журнал
Не бумажка, а броня
Журнал Март 2014 Общество,
0

Не бумажка, а броня

Российская валюта ослабла, но рублевые вклады все еще могут защитить сбережения от инфляции
Фото: РБК
Фото: РБК

Когда с рублем происходит что-то неладное, многие россияне скрипят зубами: эх, надо было вот тогда-то купить доллары или евро. И ведь никто не суетится по поводу курса, например, монгольского тугрика. А он, между прочим, за последний год обесценился по отношению к рублю приблизительно на 6%. Но нет, россияне такими «несерьезными» валютами не интересуются. То ли дело «серьезные» доллар и евро. Они широко используются в международных расчетах, а потому могут служить эталонными единицами при оценке благосостояния. Но давайте признаем: с сугубо практической точки зрения эти эталоны актуальны только для тех, кто регулярно и на значимые суммы покупает или планирует покупать товары и активы на международных рынках. Таких немного даже среди зажиточных россиян. Львиная доля наших сограждан тратит деньги – хоть на колбасу, хоть на недвижимость – в России. Тратит рубли, а не эталоны. Посему оценивать качество рубля, а точнее, рублевых финансовых инструментов нужно исходя из того, как они защищают сбережения от инфляции. Причем именно от российской инфляции.

Реально положительные

Если не зацикливаться на сиюминутных приключениях рубля, а рассматривать ситуацию за более-менее длительный промежуток времени, то выводы об ущербности рублевых сбережений просто нечем подкрепить. Ну да, эрозия рубля в конце прошлого – начале нынешнего года была довольно стремительной. Как результат, по состоянию на конец января 2014-го (когда завершилась практически безостановочная трехмесячная атака на валюты развивающихся стран) доллар и евро стоили на 17,3 и 18,7% дороже, чем год назад. «Мои рублевые сбережения за год обесценились почти на 20%!» – разочарованно скажут россияне с долларизованной системой ценностей.

А для чего делались эти сбережения? Для чего копились рубли? Допустим, для покупки квартиры. Допустим, в Москве. Тогда будем иметь в виду, что стоимость 1 кв. м жилья в столице, выраженная в рублях, за прошедшие 12 месяцев выросла примерно на 4% (это оценка агентства IRN.ru, чей индекс стоимости жилья признан наиболее правдоподобным индикатором цен на московском рынке, на 10 февраля). А может, накопления делаются просто для «проедания» в будущем? В этом случае смотреть надо на общий уровень цен. Так вот, согласно данным Росстата, по итогам января годовые темпы роста потребительских цен в России составили 6,1%.

Итак, у нас есть как минимум две цифры, характеризующие скорость разрушения покупательной способности рублевых сбережений. Уточним, однако, что речь идет о сбережениях наличных. Но какой разумный человек для долгосрочных накоплений использует столь примитивную форму? Поэтому посмотрим на поведение самых что ни на есть доступных и консервативных финансовых инструментов – банковских депозитов. Год назад в крупных российских банках можно было разместить рубли на срочном вкладе под 10% годовых – об этом свидетельствуют и статистика Банка России, и опыт миллионов россиян. Разговор о надежности начинать не будем – во всех розничных банках вклады граждан на сумму до 700 тыс. рублей застрахованы государством, и оно уже доказало свою готовность оперативно возвращать деньги вкладчикам прогоревших банков. Следовательно, сбережения, размещенные таким образом, за год лишь усилили свою покупательную способность, измеренную в квадратных метрах жилья или широком наборе товаров и услуг.

Неоднозначно обстоят дела у тех, кто копит рубли для их обмена на валюту, предназначенную для отдыха за границей. Да, после взлета курса евро катание на лыжах в Австрии станет дороже. А вот тем, кто ездит в Турцию, горевать не о чем. Тамошняя лира девальвировалась еще сильнее, и в рублевом выражении она стоит примерно на 8% меньше, чем год назад. Есть повод для радости и у тех, кто любит отдыхать на Бали, ведь индонезийская рупия по отношению к рублю обесценилась на 7%.

Стороны рублевой монеты

Ставки по депозитам несколько снизились за последнее время, и сегодня в крупнейших розничных банках можно открыть вклад под 8% или чуть больше. Впрочем, есть немало банков за пределами топ-10, которые до сих пор предлагают 9–10% годовых, главное – не класть в такие банки более 700 тыс. рублей. А каким будет уровень цен через год? Многие опасаются, что девальвация рубля приведет к росту цен на импортные товары, что спровоцирует увеличение инфляции. Но надо помнить, что девальвация – это лишь один из симптомов недуга российской экономики. Ключевая причина падения рубля – отток капитала. Он происходит потому, что предприниматели не хотят инвестировать в Россию. В результате наблюдаются замедление роста зарплат и как минимум отсутствие роста числа занятых в экономике. Что, в свою очередь, приводит к торможению роста внутреннего потребительского спроса. Посмотрите на отчеты крупнейших непродуктовых розничных сетей вроде «М.Видео». Они рапортуют о вялой динамике спроса. Если они повысят цены на свои холодильники, телевизоры и прочую технику строго в соответствии с укреплением курса евро, то объем продаж просто рухнет. На автомобильном рынке дела еще хуже: здесь продажи иномарок сокращались и до девальвации.

Уже после всенародной драмы с девальвацией рубля аналитики ведущих инвесткомпаний и банков – Sberbank CIB, Deutsche Bank, «ВТБ Капитала», УРАЛСИБа и других – заявили, что она, вероятно, окажет «повышательное давление» на цены, но пока не стоит опасаться, что оно будет сильным. Эксперты ожидают, что по итогам года инфляция составит около 5% (таков, к слову, и прогноз финансовых властей России). Следовательно, покупательная способность рублей, размещенных в банке, за год в реальном выражении увеличится примерно на 3%. Заметим, что в Америке или Европе широкие слои инвесторов об этом только мечтают. Из-за политики «сдавливания» процентных ставок, проводимой ФРС и ЕЦБ, консервативные инструменты с фиксированной доходностью (банковские сберегательные счета и облигации правительства и корпораций с высоким кредитным рейтингом) сейчас приносят лишь около 3% годовых при текущей инфляции в 1,5–2%. То есть в реальном выражении можно получить прирост капитала только на 1–1,5%.