Активы небесные
После падения метеорита под Челябинском год назад жители города и его окрестностей узнали, что им буквально на голову свалился товар, на продаже которого можно заработать. Правда, не сказать, что астрономические деньги. Сегодня фрагменты Челябинска продаются в зарубежных интернет-магазинах по 20–25 долл./г, тогда как в августе на аукционе Lyon & Turnbull в Шотландии фрагмент массой 27,1 г ушел за 700 фунтов стерлингов, что соответствует 40,5 долл./г. А первые попавшие на Запад фрагменты метеорита расходились среди коллекционеров и ученых по цене в 5 раз выше нынешней. Впрочем, такое снижение цены вовсе не означает, что на метеоритах нельзя заработать. Как любой объект коллекционирования, они годятся и для инвестиций. Главное – знать правила игры. А они на рынке небесных тел весьма специфичные.
Цена редкости
На вопрос «Сколько стоит метеорит?» нельзя ответить однозначно – каждый кусочек внеземной породы уникален, и на его цену влияет множество факторов. Стоимость грамма может варьироваться от 10 центов до 1000 и более долларов. «Прежде всего цена зависит от типа метеорита. Редкие представители – железные, каменные или железокаменные – дорогие, а обыкновенные каменные хондриты – дешевые, – говорит президент Русского общества любителей метеоритики (РОЛМ) Андрей Станюкович. – Цена зависит и от общей известной массы упавшего метеорита: при прочих равных 1 г «пришельца», весящего 20 кг, дороже того, чья масса составляет сотни килограммов».
Большинство метеоритов – осколки астероидов, но изредка встречаются лунные камни (их обнаружено около сотни) и марсианские (всего три десятка). Разумеется, это сказывается на стоимости: она начинается с 1 тыс. долл./г. Рекорд цены за марсианскую породу был поставлен в январе 2009 года: на аукционе Heritage Auctions образец редкого метеорита шассиньита NWA 2737 весом 9,46 г купили по 3790 долл./г.
На цену влияет и то, долетел фрагмент метеорита до земли цельным куском или распался от удара на осколки. Первые (индивидуалы) больше востребованы коллекционерами. Играет роль и причудливость формы. Есть даже понятие «скульптурные», или «эстетические», метеориты, при оценке которых учитывается такая субъективная характеристика, как красота. В октябре 2012 года на аукционе Heritage Auctions был выставлен уникальный скульптурный метеорит Гибеон, углубления в котором делают его похожим на лицо с картины Эдварда Мунка «Крик». Фрагмент метеорита весом 81,4 кг предполагалось пустить с молотка за 175 тыс. долларов, однако поклонников Мунка среди посетителей аукциона не нашлось: лот остался непроданным. Естественно, имеет значение и сохранность метеорита: хорошо, когда есть черный налет (кора плавления), и плохо, когда видны следы выветривания и ржавчины (содержание железа дает о себе знать).
Метеориты, чье падение подтверждено документально, стоят дороже случайных находок. Еще больше ценятся «пришельцы» с историей. Вот одна из них. В октябре 1992 года в американском городе Пикскилл 12,4-килограммовый камень с неба пробил багажник припаркованного автомобиля, причем полет болида был заснят с разных точек аж 16 видеокамерами. Пострадавшую машину Chevrolet Malibu ее владелец купил неделей ранее у собственной бабушки за 400 долларов. А через пару дней после инцидента продал в 25 раз дороже. Сам метеорит – обыкновенный каменный хондрит, не представляющий особого научного интереса, – тут же стал мечтой коллекционеров. В октябре 2012 года его кусочек в 83,7 г был продан на Heritage Auctions за 16 250 долларов, то есть цена за грамм раз в 200 превышала стоимость обычного хондрита.
Очень востребованы на рынке экземпляры, побывавшие в собраниях музеев и коллекциях знаменитых ученых или охотников за метеоритами. Многие легендарные собиратели небесных камней, в частности Харви Найнинджер, основатель Американской лаборатории метеоритов, Гленн Хасс и Оскар Монниг, имели свою систему учета и на образцах надписывали их каталожные номера. Такие метеориты стоят дороже «безродных» осколков. Например, пронумерованные рукой Найнинджера экземпляры железного метеорита Каньон Дьявола (найден в Аризоне в 1891 году) в магазине Aerolite Meteorites продаются по 5–7 долл./г, тогда как куски без «родословной» – в среднем по 1,5 доллара.
Прикуп из космоса
«Метеориты в силу редкости, уникальности и невозможности подделки представляются идеальным и очень перспективным предметом коллекционирования», – уверен Дмитрий Казаков, вице-президент РОЛМ. Но всякая ли подборка метеоритов имеет инвестиционную ценность? Отнюдь, ведь необязательно все метеориты будут расти в цене. На что нужно делать ставку, если вами движет не только интерес к космосу, но и желание заработать?
На метеоритном рынке действует универсальный закон спроса и предложения. То, чего мало, дороже. Поэтому за последние пять-шесть лет стоимость железного Сихотэ-Алинского метеорита, упавшего в России в 1947 году и практически «выбранного», выросла с 15 центов до 2–3 долл./г, говорит Дмитрий Казаков. А вот об удорожании в обозримой перспективе рядовых камней, которые ведрами собирают бедуины в пустыне Западной Африки и оптом сдают метеоритным дилерам, говорить не приходится. «В результате массового сбора рынок давно перенасыщен образцами метеоритных дождей из этого региона», – констатирует Андрей Станюкович.
С большой вероятностью будут дорожать по-настоящему ценные и редкие экземпляры, а также метеориты с историей. Об одном мы уже рассказали выше, вот другой пример. Обыкновенный каменный хондрит в октябре 1972 года стал причиной смерти коровы в Венесуэле. Это единственный задокументированный случай гибели живого существа от метеорита. Фрагменты камня, получившего название Валера, постоянно растут в цене. Так, в октябре 2007 года кусочек камня-убийцы весом 275 г был продан на аукционе Bonhams за 1553 доллара, то есть по 5,7 долл./г. А сегодня осколки Валера в западных интернет-магазинах выставляются уже по 25 долл./г.
Сергей Гавришин, действительный член РОЛМ, считает интересной с точки зрения инвестиций покупку идеально сохранившихся фрагментов Сихотэ-Алинского метеорита. Еще как вариант: в качестве сырья на перепродажу можно приобрести палласиты – железокаменные метеориты, представляющие собой железоникелевую матрицу с зернами оливина (космического хризолита) внутри. Это не только самый редкий, но и очень красивый класс метеоритов. После распила куска палласита на части, протравки и полировки можно получить роскошные пластины – мозаику из космических драгоценных камней в металлической оправе. Подобный материал идет в рознице по 400–450 рублей за грамм и часто используется для эксклюзивных украшений.
Дэниел Вейд, редактор ведущего информационного ресурса для коллекционеров Paul Fraser Collectibles, советует сделать ставку на марсианские камни. «Из всех известных метеоритов меньше 0,1% попали к нам с Марса, – говорит г-н Вейд. – Поэтому они очень редкие и желанные. Выгодно продать их никогда не будет проблемой».
Совладелец магазина «Метеориты мира» Дмитрий Нужненко рекомендует инвестиционно озабоченным коллекционерам обратить внимание на космическую нумизматику – серебряные монеты с метеоритными вставками (первую такую монету в 2004 году выпустила Либерия). «Цены на них за три года выросли в 3–5 раз, потому что из-за низкого тиража они уже являются редкостью, к тому же сделанной из благородного металла», – подчеркивает он.
А вот метеориты, которые в данный момент пользуются особой популярностью, могут в итоге потерять в цене. «Челябинск, стоимость которого за полгода с момента падения снизилась в 5 раз, – хороший пример того, как можно погореть на «горячих» метеоритах», – язвит Эрик Твелкер, владелец старейшего в США специализированного интернет-магазина The Meteorite Market. Сегодня Челябинск продается по цене 20–25 долл./г – это в 5–7 раз превосходит цену камней такого типа. Но в данном случае премия оправдана, полагает г-н Твелкер, и пока будет держаться. Одна из причин – повышенный спрос со стороны научного сообщества, которое заинтересовано в свежем материале, не испытавшем воздействия окружающей среды. По словам Эрика Твелкера, академические покупатели составляют около трети его клиентов.
Планета в опасности!
Прошлогодний челябинский метеорит стал крупнейшим из зафиксированных после Тунгусского (1908 год). На момент входа в земную атмосферу его масса составляла 13 тыс. тонн, а размером он был с семиэтажный дом, рассчитала в конце 2013-го международная команда ученых во главе с Ольгой Поповой, старшим научным сотрудником Института динамики геосфер РАН. К счастью для нас, благодаря плотным слоям атмосферы до поверхности Земли долетает лишь 9% массы небесных тел. Так, самый крупный фрагмент челябинского метеорита потянул на 600 кг. Всего же за год на нашей планете выпадает 21,3 тонны космических осадков, подсчитали в Астрофизическом институте Оттавы (Канада). Большинство – малыши весом менее 1 кг (около 19 тыс. штук в год). 4100 метеоритов имеют вес более 1 кг, и лишь 830 – тяжелее 10 кг. Регистрируется малая их толика – 10–20 штук.
Нелегкая работа
На российском интернет-аукционе «Молоток.ру» в середине января продавалось более 700 метеоритов – от маленьких камушков по рублю за штуку до 9-килограммового фрагмента железного метеорита Сеймчан (найден в Магаданской области в 1967 году) за 189 тыс. рублей. Но не спешите с приобретением. «Нельзя бежать на онлайновый аукцион и скупать все подряд: 70% того, что там продается, – обычные земные булыжники», – констатирует Дмитрий Казаков.
«Серьезного коллекционера может заинтересовать только образец, прошедший лабораторный анализ и зарегистрированный в Международном номенклатурном комитете», – поясняет Андрей Станюкович. В России квалифицированно исследовать и зарегистрировать новый метеорит могут, например, сотрудники лаборатории метеоритики ГЕОХИ РАН, а оценить – аттестованные метеоритные дилеры, являющиеся членами Международной ассоциации коллекционеров метеоритов (IMCA). Главное условие членства в этой организации – готовность нести ответственность за подлинность и качество каждого реализуемого кусочка метеоритного вещества.
Коллекционеру-инвестору стоит задуматься о правильном хранении метеоритов. Эрик Твелкер предупреждает: космическое вещество не всегда стабильно на Земле и есть риск получить в конце инвестиционного периода всего лишь кусок ржавчины или горстку космической пыли.
Надо помнить и о том, что вложения в метеориты сопряжены с высокими транзакционными издержками. «По ликвидности метеориты очень далеки от акций и даже объектов недвижимости, – говорит г-н Твелкер. – Здесь в ценах покупки и продажи существуют большие спрэды». Быстро и без проблем продать свой метеорит можно разве что оптовому покупателю. То есть по заниженной цене.
Культурные недоросли
«В последние лет 10 мы фиксируем заметный рост спроса на метеориты среди коллекционеров, – отмечает Дэниел Вейд. – Ведущие аукционные дома – Heritage Auctions, Bonhams, Lyon & Turnbull – выставляют метеориты на тематических торгах, а это верный признак их востребованности». Рост интереса к метеоритам подтверждает и Эрик Твелкер. Он связывает его с развитием интернет-ресурсов, позволяющих коллекционерам общаться напрямую и обмениваться образцами.
Впрочем, это все в США, а в России интерес к теме только-только формируется. Достаточно сказать, что на форуме сайта РОЛМ зарегистрировано чуть более двух сотен участников. А серьезных коллекционеров на всю страну и десятка не наберется. Большинство покупателей специализированных магазинов приходят туда за необычным подарком, а не чтобы пополнить коллекцию. Так что у нас в стране, где собирательство метеоритов не развито даже как увлечение, до инвестиций в небесные тела еще очень далеко. Но может быть, это и хорошо: зарождающийся рынок обещает лучшие перспективы.
И все же, как и к любому объекту альтернативных инвестиций, к метеоритам нужно испытывать не только корыстные чувства. Камни с неба (как картины, марки или оружие) надо прежде всего любить. Вас должно радовать само обладание предметом. Тогда вы точно не останетесь в минусе. Другое дело, что никто не запрещает любить то, что можно выгодно продать. Дмитрий Казаков уверен: со временем метеориты будут дорожать. Не сомневается в этом и Дэниел Вейд. Кстати, в онлайн-каталоге Heritage Auctions висит один лот – 4-килограммовый кусок метеорита Гибеон. В июне 2011 года он был куплен за 4182,5 доллара, а теперь владелец готов уступить его за 7500 долларов. Найдутся ли желающие?