Трубы, рельсы, три рубля
«Нам нужно обустроить страну! Энергосети, автомагистрали, железные дороги, система коммуникаций и водопроводное хозяйство нуждаются в обновлении после многих лет пренебрежительного к ним отношения. Решение данной задачи подстегнет национальную экономику, ведь это создаст рабочие места и улучшит условия для ведения бизнеса». Такая пламенная речь произнесена отнюдь не на заседании правительства России. Она принадлежит главному секретарю британского Казначейства Дэнни Александеру. В конце декабря 2013 года он представил 20-летний Национальный инфраструктурный план, предполагающий инвестиции до 375 млрд фунтов стерлингов. Услышать подобные заявления сегодня можно в разных частях света: многие страны связывают надежду на возобновление роста с масштабными вложениями в инфраструктуру. Например, в феврале правительство Канады приняло новый 10-летний Строительный план с бюджетом 53 млрд долларов. А Россия на транспортные мегапроекты – скоростную дорогу Москва – Казань, ЦКАД и модернизацию Транссиба – выделяет из Фонда национального благосостояния 450 млрд рублей. Для обычного инвестора мощный поток государственных и частных денег в этом направлении может стать шансом заработать.
Неотложные расходы
В чем же живительная сила инфраструктурных вложений? Они действительно несут быструю отдачу в виде новых рабочих мест в строительстве и промышленности, а затем и в смежных отраслях. Новая занятость увеличивает внутренний спрос, что дает толчок экономической активности. Но основной эффект возникает в долгосрочной перспективе. За счет обновления капитальной базы, повышения производительности труда и сокращения издержек растет конкурентоспособность местной экономики. Так, увеличение расходов на инфраструктуру на 10% ведет к долгосрочному ускорению роста ВВП на 1%, подсчитали во Всемирном банке. А МВФ вдобавок утверждает, что качественная инфраструктура еще и залог общественного благополучия: она способствует более справедливому распределению доходов и социальной стабильности.
По оценкам McKinsey, глобальная инфраструктура (включая электросети, автомобильные и железные дороги, порты и аэропорты, телекоммуникации, водоснабжение) ежегодно требует вложений в размере около 3,5% мирового ВВП. Суммарный объем затрат в период с 2013 по 2030 год может составить почти 57 трлн долларов – на 60% больше того, что было израсходовано на эти цели за последние 18 лет. Такая щедрость не должна укрыться от внимания прозорливого инвестора.
Перспективы: сомнительные и не очень
Исторически владение и управление инфраструктурными объектами было закреплено за государством. Но сегодня все чаще эта роль полностью или в некоторой степени отводится частным компаниям. Их акции причисляют к защитным инструментам, которые приносят стабильный доход вне зависимости от фазы экономического цикла и имеют меньшую волатильность в сравнении с широким рынком. Неудивительно, что с середины 2000-х на Западе появилось более двух сотен инвестфондов, специализирующихся на акциях инфраструктурных компаний, – глобальных, региональных и страновых.
«Мы работаем с активами из категории «мировая инфраструктура» почти 10 лет и уверены в их перспективности», – говорит Жиль Фрост, директор британской компании Amber Infrastructure Group, управляющей среди прочего глобальным инфраструктурным фондом International Public Partnerships (INPP) с капитализацией под 980 млн фунтов стерлингов. «Они обеспечивают долгосрочный устойчивый доход при низком риске, – продолжает г-н Фрост, – и подходят широкому кругу инвесторов – от пенсионных фондов до частных лиц».
Результаты работы большинства розничных инфраструктурных фондов на фоне рынка сложно назвать впечатляющими, но надежность и не предполагает сверхприбылей. Кроме того, по расчетам портфельного управляющего Deutsche Asset & Wealth Management (DWS) Марка Робертса, бумаги глобальной инфраструктуры показывают наилучшую доходность, когда процентные ставки снижаются, а темпы роста ВВП превышают средний уровень. Самые же неудачные – в период, когда процентные ставки низкие, а динамика ВВП не дотягивает до среднего уровня. По сути, речь идет о стагнации, которую мы в последнее время и наблюдали.
Состав имеет значение
Для отслеживания динамики сектора используют несколько индексов. Причем их расчетные базы существенно различаются, ведь и само понятие «инфраструктура» весьма емкое, и географический охват может быть разным. Так, в индексе S&P Global Infrastructure примерно по 40% капитализации приходится на промышленность и коммунальную сферу, а 20% – на энергетику. И в основном это акции эмитентов из развитых стран. А вот в расчетную базу глобального индекса MSCI ACWI Infrastructure входят собственники и управляющие инфраструктурными объектами из 23 развитых и 21 развивающейся страны. В отраслевом разрезе половина капитализации приходится на телекоммуникационные компании. Оба индекса проиграли своим общерыночным бенчмаркам как в 2013-м, так и по среднегодовому приросту за последние три года и пять лет.
Более привлекательно выглядит глобальный инфраструктурный индекс Dow Jones Brookfield Global Infrastructure, у которого почти половина капитализации приходится на компании, занимающиеся хранением и транспортировкой нефти и газа, а еще 20% – на передачу и распределение электроэнергии. Как и у его «собрата» из S&P, ставка сделана на бумаги из развитых стран. Проиграв широкому рынку в 2013 году, этот индекс обыграл его по среднегодовому приросту за последние пять и 10 лет.
Не разочаровывает инвесторов и крупнейший инфраструктурный взаимный фонд DWS RREEF Global Infrastructure под управлением DWS, у которого под 3 млрд долларов активов. Особенность его стратегии – покупка «чистых» игроков. Компании, непосредственно владеющие и управляющие инфраструктурными объектами, имеют стабильный денежный поток, а также пользуются защитным преимуществом – это высокие барьеры для входа в рынок и неэластичный спрос на их продукцию и услуги. За периоды в три года и пять лет бумаги фонда принесли больший доход, чем акции широкого рынка*.
Выходит, рост инфраструктурных индексов связан не только с отраслевой принадлежностью эмитентов, но и с их «происхождением». Бумаги из развитых стран сулили больший выигрыш. В 2013 году S&P Global Infrastructure прибавил 15%, а инфраструктурный индекс развивающихся стран S&P Emerging Markets Infrastructure поднялся всего на 5,1%. Хотя это достойный результат на фоне падения, которое накрыло emerging markets в прошлом году: индекс MSCI EM по итогам 2013-го ушел в минус на те же 5%.
В ожидании прилива
На российском рынке тоже есть паевые фонды, декларирующие упор на инфраструктуру. Старейший и самый крупный – ОПИФА «Инфраструктура» от «ОФГ Инвест». Он был сформирован в октябре 2007 года, стоимость чистых активов (СЧА) на конец февраля – 117 млн рублей. Сегодня наиболее привлекательным сегментом в компании считают строительство жилья. На конец января крупнейшие доли в портфеле фонда занимали бумаги Группы ЛСР, «Мостотреста», «Э.ОН Россия», ГК «ПИК». Однако, по словам управляющего фондом Юлии Стесевой, положение дел на рынке не дает «выстрелить» инвестидее фонда. «Инфраструктурные и околоинфраструктурные российские бумаги – это в основном акции компаний средней и малой капитализации, – говорит г-жа Стесева. – Их рост сейчас больше зависит от внешних факторов. В ситуации же оттока капитала число желающих вкладывать деньги в малые компании значительно сократилось». За 2013-й стоимость пая «Инфраструктуры» снизилась на 12,2%, а за последние три года – на 44,8%*.
«Инвестиции в инфраструктурные проекты начали набирать популярность в конце 2010 года на ожиданиях модернизации энергетики, строительства трубопроводов, железных и автомобильных дорог, подготовки к Олимпиаде в Сочи и чемпионату мира по футболу в 2018-м, – перечисляет портфельный управляющий УК «УРАЛСИБ» Станислав Копылов, курирующий фонд ОПИФА «УРАЛСИБ Инфраструктура и Связь». – Но надеждам инвесторов не суждено было сбыться. Государство фактически спонсирует инфраструктуру, и для него вопрос о возврате инвестиций вторичен». Не стоит забывать о высокой коррупции и замедлении российской экономики в 2013 году. Вероятно, в УК хотели снизить риски, сделав ставку на бумаги телекома и технологических компаний – их доля в портфеле фонда достигает 80%. Более того, там есть даже иностранные бумаги, например акции Apple Inc. Впрочем, это не уберегло фонд от убытков. За 2013-й стоимость пая фонда снизилась на 1,66%, а за последние три года работы – на 22,4%**.
Более оптимистично настроен Евгений Линчик, портфельный управляющий УК «Сбербанк Управление Активами», которая в феврале 2011-го запустила ОПИФА «Сбербанк – Инфраструктура». На конец февраля крупнейшими позициями фонда были девелоперская компания «Эталон», металлургические ТМК (GDR) и «Северсталь», строительная Группа ЛСР и оператор контейнерных терминалов Global Ports (GDR). «Главные причины привлекательности темы – существенная недоинвестированность отечественной инфраструктуры и гигантские средства, которые будут сюда вкладываться», – считает г-н Линчик. Но, судя по СЧА фонда в 13,6 млн рублей***, этот посыл пока не близок инвесторам. Да, у инфраструктурной идеи сильное логичное обоснование. Однако «железобетонные» предпосылки еще не гарантируют скорого результата. Исходя из опыта западных управляющих, подобные инвестиции лучше рассматривать только как долгосрочную стратегию.
Серьезные ставки
Именно так смотрят на вложения в инфраструктуру институциональные инвесторы. В последнее время они проявляют к этому активу повышенный интерес. По данным информационно-аналитического ресурса Preqin, в 2013 году было сформировано 47 закрытых фондов, осуществляющих финансирование проектов по созданию и модернизации объектов инфраструктуры. Они привлекли от частных инвесторов 38 млрд долларов – это на треть больше, чем получили фонды, созданные в 2012 году, и максимум с 2008-го. Причем 78% средств «подняли» фонды, ориентированные на развитые страны Северной Америки и Европы. Институциональные инвесторы (из которых 40% – пенсионные фонды, 11% – страховые компании, 9% – управляющие компании, 6% – банки) пока осторожны в отношении еще молодого класса активов, поэтому предпочитают инвестировать на устоявшихся и надежных рынках.
Аппетиты касательно инфраструктурных активов растут: из 2100 инвесторов, опрошенных Preqin, большинство в этом году намерены увеличить свои вложения, причем 43% говорят о суммах до 100 млн долларов, а 11% – о 500 млн и более. Так что инфраструктурная инъекция, поддержанная частным капиталом, имеет шансы с новой силой запустить маховик глобального экономического роста.
Ну а розничному инвестору стоит взять пример с институциональных коллег и, учитывая текущий настрой на качество и надежность активов, тоже сделать выбор в пользу бумаг инфраструктурных компаний из развитых стран. Для этого имеет смысл обратить внимание, скажем, на биржевые фонды SPDR S&P Global Infrastructure, iShares Global Infrastructure или взаимные фонды Russell Global Infrastructure, Lazard Global Listed Infrastructure, Alpine Global Infrastructure и Brookfield Global Listed Infrastructure. Купить их паи можно через любого российского брокера, предоставляющего выход на международные рынки.
Курс на Азию
К 2030 году объем торговли, связанной с инфраструктурой, вырастет более чем втрое, а доля продукции такого профиля в структуре общемирового товарного экспорта увеличится с 45% в 2013-м до 54% в 2030-м, прогнозируют в HSBC. Причем, по оценкам Азиатского банка развития, в ближайшие годы от трети до половины спроса на инфраструктурные вложения будет исходить из Азиатско-Тихоокеанского региона, ведь данный регион как никакой другой нуждается в подобных инвестициях. Это означает, что сейчас хороший момент для покупки акций азиатских инфраструктурных компаний, особенно если учесть их отставание от аналогичных бумаг других стран. В прошлом году индекс S&P Asia Infrastructure поднялся на 14,3%, чуть-чуть не дотянув по приросту до глобального индекса и заметно опередив упавший на 1,8% латиноамериканский.