Лента новостей
«Металлург» обменял обладателя Кубка Стэнли в «Салават Юлаев» 10:14, Статья Кто такие белые хакеры и как ими становятся 10:12 Первый взнос по ипотеке на однушку в мегаполисах достиг почти 80% 10:08, Статья Глава МЧС назвал основной задачей пожарного надзора помощь бизнесу 10:00, Статья В аэропорту Грозного приостановили полеты 09:58, Статья Винер заявила, что не называла нейтральных спортсменов «командой бомжей» 09:46, Статья Роскачество проведет исследование дубайского шоколада и ПП-батончиков 09:44, Новость В Индии объявили семидневный траур из-за смерти экс-премьера Сингха 09:43, Новость 11 отраслей, где применяются большие языковые модели 09:42 В Петербурге открыли первую за пять лет новую станцию метро 09:41, Статья МИД допустил, что МАГАТЭ придется ездить на ЗАЭС по российской территории 09:41, Статья В России зарегистрировали препарат для лечения рака предстательной железы 09:40, Новость Оператор оценил срок ремонта поврежденного кабеля в Финском заливе 09:36, Статья Не заметить нельзя: как руководителю реагировать на буллинг 09:35, Статья ВТБ снизил ставки по вкладам через неделю после заседания ЦБ 09:33, Статья Бывший тренер сборной России назвал фаворитов на участие в Олимпиаде 09:24, Статья «Навести порядок в процессах»: зачем крупному бизнесу российские CRM 09:23 В США умер «спасший» Time Warner и Citigroup Ричард Парсонс 09:19, Статья
Журнал
Виртуальная школа
Журнал Апрель 2014 Общество,
0

Виртуальная школа

В какие образовательные онлайн-проекты стоит вкладывать деньги в надежде на быструю отдачу, а в какие – на перспективы развития?
Фото: РБК
Фото: РБК

Обучающие проекты в Сети во всем мире развиваются гораздо быстрее, чем отрасль в целом: 20–25% против 5–10% ежегодно. Эксперты прогнозируют, что именно онлайн станет основным драйвером роста образовательного рынка в ближайшие годы. Наша страна старается быть в тренде: в 2013-м три крупных вуза – НИУ ВШЭ, СПбГУ и МФТИ – присоединились к глобальному онлайн-агрегатору университетских курсов Coursera. А сразу пять образовательных проектов, среди которых, в частности, российская межвузовская площадка «Универсариум», получили начальные инвестиции в размере 1 млн рублей от Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). Насколько учебные онлайн-площадки могут быть привлекательны для инвесторов?

Инвестиции в будущее

Образование – одна из самых быстрорастущих отраслей в мире. Доходы здесь (включая затраты частных лиц и организаций, а также бюджетное финансирование вузов) повышаются год от года примерно на 10% и в 2013-м составили 4,5 трлн долларов. Для сравнения, активнее растут только гостиничный бизнес, недвижимость, легкая промышленность, оборонка и киноиндустрия. На онлайн-сегмент в образовании приходится 90 млрд долларов – это капля в море, 2% всех затрат. Однако руководитель центра образовательных разработок Московской школы управления «Сколково» Денис Конанчук предполагает, что к 2025 году количество людей, выбирающих обучающие программы в Интернете, может сравняться с числом тех, кто учится традиционным способом.

Венчурные инвесторы начали присматриваться к перспективной нише еще в середине 2000-х, реальные же деньги онлайн-школы и интеграторы вузовских курсов увидели в 2010 году – тогда общий объем привлеченных ими средств достиг 350 млн долларов. С тех пор ежегодное финансирование таких проектов во всем мире растет: сейчас оно увеличилось уже в 3 раза и превысило 1 млрд долларов, в 2012-м несколько крупных проектов получили от 20 до 80 млн долларов на развитие. Но большая часть из них запущена западными компаниями, в основном американскими.

Инвестиции в отечественные образовательные онлайн-стартапы скромнее. Так, ФРИИ предоставляет проектам, прошедшим условия отбора, 30 тыс. долларов на первом этапе, после достижения целевых показателей можно претендовать на более серьезные деньги – 100–400 тыс. А доходы российского онлайн-образования, по оценкам специалистов, не дотягивают до 1 млрд долларов – меньше 1% мирового рынка. «Наши компании пока не могут привлечь десятки миллионов долларов – во многом потому, что никто не делает столь же качественные и широко востребованные продукты, как на Западе», – рассуждает Александр Пасечник, один из резидентов ФРИИ, создатель портала по подготовке к ЕГЭ «Смартфокс.рф».

Мы все учились понемногу

На российском рынке можно выделить несколько сегментов в сфере интернет-образования: обучение иностранным языкам, разовые вебинары различной тематики, курсы по освоению профессий и фундаментальные вузовские программы. Наиболее успешные – программы по изучению языков и профессиональной переподготовке, способные принести пользователям быструю отдачу. Инвестиции в подобные проекты – 100–200 тыс. долларов, создание занимает несколько месяцев, срок окупаемости – один-два года.

Курсы английского востребованы во всем мире: ежегодно на изучение языка онлайн тратится 1,3 млрд долларов, рынок растет примерно на 20% в год. В 2009 году Айнур Абдулнасыров создал в этой нише сервис под названием LinguaLeo. Поначалу портал существовал на личные средства основателя (120 тыс. долларов), и для дальнейшего развития планировали получить 2,5 млн от крупной отечественной IT-компании. «Мои ожидания не оправдались, потенциальный инвестор не был готов играть в венчурные игры», – вспоминает предприниматель.

Какое-то время сервис буквально боролся за выживание, но в 2011 году наконец «выстрелил» и заработал несколько престижных премий. А в 2012-м фонд Runa Capital инвестировал в LinguaLeo 3 млн долларов, которые пойдут на развитие в других странах и расширение списка языков. Сегодня компания оценивается в 10 млн долларов, аудитория – свыше 5 млн человек.

Другая заметная ниша – курсы по обучению профессиям: в России годовой оборот в этом сегменте – порядка 40 млн долларов. На нашем рынке наиболее популярны программы по бизнесу и маркетингу. Среди заметных игроков – лауреат «Премии Рунета 2013» в разделе образования Zillion (вебинары по деловой тематике), Eduson.tv, «Нетология», а также различные проекты по переводу традиционных бизнес-семинаров в онлайн (как, скажем, делают в Moscow Business School). Для обучения выбирают новые и востребованные сейчас профессии, так что по окончании курсов выпускники быстро находят работу.

Мои университеты

Впрочем, даже создатели успешных языковых и профессиональных проектов убеждены, что наиболее заманчивая ниша – вузовское образование на интернет-площадках: оно дороже и охватывает широкую аудиторию, включая людей из других стран. «На ведущих агрегаторах вузовских программ сегодня зарегистрировано около 10 млн человек, количество таких студентов удваивается каждые полгода и к 2015-му может достигнуть 100 млн», – отмечает Денис Конанчук. Но способна ли отечественная «вышка» зарабатывать реальные деньги в онлайне? Простая арифметика: адаптация одного курса для обучения в Сети, по подсчетам проректора НИУ ВШЭ Сергея Рощина, обойдется приблизительно в 15 тыс. долларов, инвестиции в создание собственной интернет-площадки – десятки миллионов долларов (та же Coursera с момента запуска в 2012 году привлекла более 65 млн долларов). При этом доступ к вузовским курсам у подавляющего большинства агрегаторов пока бесплатный. «Переходя в онлайн, вузы думают прежде всего не о монетизации, а об освоении нового учебного пространства и поддержании своих позиций в нем», – размышляет г-н Рощин.

И все же очевидно, что о деньгах придется задуматься. Вероятных способов зарабатывать у онлайн-площадок и самих вузов несколько. Первый: студент проходит курс бесплатно, но, если хочет получить официальный сертификат по окончании, сдает платные экзамены. Coursera стала предлагать такие тесты по цене около 50 долларов примерно год назад. Компании потребовалось девять месяцев, чтобы заработать первый миллион, сейчас выручка составляет порядка 100 тыс. долларов в неделю. Второй вариант – выводить на рынок магистерские программы, полностью реализованные в онлайне, по стоимости в 2–3 раза ниже традиционных. «Если бизнес-курсы уже успешно зарабатывают в Сети, университеты только начали осваивать новое учебное пространство. Поэтому слишком рано рассчитывать, что средства, вложенные в высшее образование онлайн, окупятся быстро», – подытоживает Сергей Рощин.