Грех отчаяния
Российские власти полагают, что ключевым источником роста экономики в нынешнем году станет оживление инвестиционной активности. Но его не произойдет, если население будет пребывать в уверенности, что страна стоит на пороге кризиса. На протяжении последних семи лет инвестиции в основной капитал держатся на уровне 21–22% ВВП, а этого недостаточно для качественного рывка. Причина пассивности не в отсутствии капитала, а в отсутствии желания найти ему применение внутри страны, считает Наталия Орлова, главный экономист Альфа-Банка. Наши ожидания от экономики формируют наше поведение как потребителей, инвесторов и предпринимателей. Рекордный пессимизм граждан действительно может загнать Россию в ловушку затяжной стагнации. Какие меры способны вселить оптимизм?
Финансами по бездорожью
Ежегодно около 1 процентного пункта ВВП России уходит на поддержку ухудшающейся производственной и транспортной инфраструктуры – на развитие почти ничего не остается. Чтобы дать импульс экономике, власти хотят запустить инфраструктурные мегапроекты, которые будут финансироваться из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на принципах государственно-частного партнерства. По осторожным прогнозам Натальи Акиндиновой, директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ, инвестиции из ФНБ на эти цели в 2014-м могут составить 150 млрд рублей, а прямой эффект от них – 0,16 процентного пункта реального прироста ВВП. Мультипликативный эффект оценить сложнее, он будет зависеть от успешности того или иного проекта. Обнадеживает, что на один из заявленных проектов – строительство ЦКАД – уже подано более сотни заявок от частных инвесторов.
Все капиталы в гости к нам
Оживить инвестиционную активность способен также импульс извне. В 2013 году Россия заняла третье место в мире среди основных получателей прямых иностранных инвестиций (ПИИ), сумев привлечь 94 млрд долларов, что на 83% больше, чем в 2012-м, свидетельствует статистика ЮНКТАД. И хотя это достижение было во многом обусловлено особенностями сделки между британской компанией BP и «Роснефтью», эксперты ЮНКТАД уверены: приток денег сохранится на столь же высоком уровне и в текущем году. Впрочем, значительная часть приходящих к нам ПИИ – средства отечественных компаний, ранее выведенные в страны с благоприятным налоговым режимом. На конец сентября 2013-го по удельному весу в накопленном иностранном капитале среди стран-инвесторов лидировали Кипр (17,8%), Нидерланды (17,7%) и Люксембург (12,4%), приводит данные Росстат. Не исключено, что бегство капитала из России будет сокращаться. Ослабление рубля создало так называемый налог на отток капитала: конвертация становится все дороже. Вкупе с курсом на деофшоризацию это может снизить отток как минимум вдвое уже по итогам 2014 года.
Естественный гнет
Значение собственных средств компаний как источника капвложений растет: их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал за последние пять лет увеличилась с 37 до 49%. Но рост издержек давит на прибыль: за 11 месяцев 2013 года сальдированный финансовый результат отечественных предприятий (прибыль минус убытки) сократился на 15,6%. Неудивительно, что руководители компаний снова, как и год назад, назвали главной помехой для расширения инвестиций именно недостаток собственных средств. Чтобы поддержать инвестиционную активность, власти пошли на заморозку тарифов естественных монополий. Эта мера также должна помочь сдержать инфляцию. Правда, есть мнение, что заморозка тарифов негативно скажется на общем уровне инвестиционной активности, ведь свои инвестпрограммы свернут и госмонополии. Однако Юлия Цепляева, директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка, говорит, что это вряд ли произойдет: «естественному крупняку» посоветовали сверху этого не делать и в случае дефицита средств обращаться к заемным ресурсам.