Что в имени моем
Невысокого роста, с короткой челкой и неизменной косичкой – образ одного из известнейших российских боксеров Кости Цзю давно стал узнаваемым во всем мире, а его имя – прибыльным брендом. Шесть лет назад в одном из интервью спортсмен говорил, что бизнесменом он не является и все, чем может помочь новому проекту, – это идеи, имя и опыт. Именно по такой схеме чемпион и работает: в обмен на заветное by Kostya Tszyu в названии продукции получает дивиденды.
В 2005 году, когда Костя Цзю сообщил о своем уходе из профессионального спорта, в воздухе витал вопрос: выйдет ли он на ринг еще разок – за кругленькую сумму? Боксер ответил, что у него в Австралии успешный бизнес, а потому драться он согласится лишь при исключительных призовых. Речь шла об именном бренде спортивного оборудования, который Константин запустил в партнерстве с австралийской компанией-производителем. Продажи наладили, договорившись с местным сетевым ритейлером. В результате нехитрое дело приносило боксеру около 1 млн долларов ежегодно. Этот бизнес прекратил существование несколько лет назад, однако возвращаться на ринг Цзю по-прежнему не торопится. Очевидно, понял: на собственном имени можно зарабатывать суммы, сопоставимые с теми, что сулят спортивные агенты. «Сколько я получал за участие в боях и партнерских бизнес-проектах, никто никогда не знал. Кроме моего бухгалтера, – хитро улыбается Костя и добавляет: – Но отчетность у меня всегда была белая».
Он рассказывает и перебирает четки – свой неотъемлемый аксессуар. Несколько небольших боксерских перчаток из металла скреплены цепочкой, вместо креста – пластинка с выгравированным силуэтом боксера и буквами K T, символизирующими, по словам Цзю, компанию Kostya Tszyu Group. Через нее обычно и оформляются партнерские сделки. В последнее время спортсмен все чаще бывает в России, и его бизнес мигрирует следом за ним. Так, в 2011 году в Екатеринбурге открылся бутик одежды Kostya Tszyu by Concellence. «Люди предлагают использовать мое имя, чтобы делать бизнес. Я спрашиваю, что нужно от меня. Как правило, это участие в рекламной кампании. Если мне нравится продукт и я могу выполнить свои обязательства, то почему бы нет? К примеру, то, что сейчас на мне, – одежда моего бренда...» – Костя указывает на темный пиджак в тонкую клетку и черные брюки. В 2013-м квартальный оборот магазина в Екатеринбурге составил 1 млн рублей, в планах у спортсмена в ближайшие полтора года открыть еще семь магазинов, но теперь под другой маркой и в Москве. «Появился новый партнер», – загадочно говорит он.
Школа бокса, производство энергетических напитков, строительство дорог – некоторые из многочисленных проектов выходили спортсмену боком. В каких-то предприятиях удалось отделаться малой кровью: производство энергетика Tszyu на заводе «Аквалайф» , где напиток разливался, просто сошло на нет. С первой школой бокса Кости Цзю в России вышла более громкая история. В 2009 году чемпион с шумом запустил ее на базе столичного спортклуба «Фитнесмания». Вскоре между партнерами произошел конфликт, и Константин отказал в использовании своего имени. Правда, широкая рекламная кампания не осталась незамеченной, поэтому многие до сих пор уверены, что в Москве работает школа известного боксера. Самого Цзю, однако, это волнует мало: он уже создал «Академию бокса» в Екатеринбурге и всерьез подумывает о новой школе в Москве. Пока же в столице у спортсмена лишь один бизнес-проект: он является соучредителем ресторана паназиатской кухни «Лодка». История этого сотрудничества совершенно в духе Цзю: «В прошлом году мы пришли туда поужинать. Когда я попробовал их блюда, единственной моей реакцией было: «Обалденно!» На что мне ответили: «А ты не хочешь войти в дело?» Я должен был участвовать в рекламной кампании, за это мне предложили процент от прибыли...»
И так постоянно. Подобный подход чреват издержками: множество проектов, не всегда чистые на руку партнеры, расторгнутые контракты. Костя и сам признается: «Будь у меня одно дело, я мог бы сконцентрироваться на нем. Но у меня одновременно несколько проектов». Сейчас боксер проводит их «чистку»: разорвал ряд договоренностей, планирует запускать с нуля новый бизнес, точнее несколько, и самостоятельно участвовать в управлении.