Лента новостей
В подмосковном СК рассказали о массовой драке в Ногинске 17:07, Новость Какие документы нельзя подписать онлайн. Тест 17:01 Путин и президент Ирана обсудили ситуацию в Сирии 17:01, Новость Минфин предложил маркировать заграничный алкоголь на складах импортеров 16:44 Bild выяснил цель поездки Шольца на Украину 16:44, Новость В США 17-летний хоккеист умер во время благотворительного матча 16:37, Статья В посольстве Норвегии отвергли план построить забор на границе с Россией 16:37, Новость Как микробизнес помогает создавать российский адронный коллайдер 16:36 Как сделать доставку удобной и не выйти за рамки бюджета — 5 способов 16:35, Статья Спецслужбы Венгрии изучат данные о риске теракта на нефтепроводе «Дружба» 16:33, Статья Снижение цен на вторичное жилье пока началось лишь в Новой Москве 16:32, Статья Нападение ВСУ на Курскую область. Главное 16:27, Статья От Рима до Москвы: как лев стал символом власти в мировой архитектуре 16:22 Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров 16:16, Статья с виджетом Суд освободил от наказания браконьеров, убивших 26 краснокнижных оленей 16:16, Новость В деле о хищении на стройке Нахимовского училища нашлись новые фигуранты 16:13, Новость Интеллектуальная собственность: 4 тренда на рынке «умных» устройств 16:09 Почему роскошь любит тишину 16:09
Журнал
Клонирование успеха
Журнал Июнь 2014 Общество,
0

Клонирование успеха

Обыграть рынок - задача, посильная лишь единицам. Удастся ли поймать удачу за хвост, если идти по следам тех, кто сколотил на бирже миллиарды?
Фото: Getty/Fotobank.ru
Фото: Getty/Fotobank.ru

Если бы в начале 2005 года вы вложили 1000 долларов в те же акции, что и самые успешные инвесторы Америки, то к концу 2013-го у вас на счете было бы 3130 долларов. Для сравнения, портфель бумаг, составляющих индекс S&P 500, за это время подорожал бы до 1849 долларов. Разрыв внушительный и неслучайный, убеждены создатели индекса iBillionaire, представленного прошлой осенью. Индикатор отслеживает динамику бумаг, которые держат финансовые миллиардеры – Уоррен Баффет, Карл Айкан, Джон Полсон, Дэвид Теппер и др. Тестирование индекса на исторических данных и дало такие впечатляющие результаты. В ближайшее время на основе индекса планируется запустить биржевой фонд, который наверняка найдет спрос среди тех, кто верит в стратегию «следуя за гуру». Возможно ли воспроизвести чужой успех в своем портфеле?

От горе-инвестора к гуру-инвестору

В конце 1990-х американский физик Чарли Тянь на волне биржевого бума стал покупать бумаги компаний оптоволоконной связи. Они здорово росли в цене, и Чарли был уверен, что инвестирование – плевое дело. Лопнувший дотком-пузырь поколебал его уверенность, но не отвратил от рынка. Он заинтересовался: а как выбирают акции признанные авторитеты вроде Уоррена Баффета и Питера Линча? В результате его изысканий в 2004 году появился GuruFocus – интернет-ресурс, позволяющий отслеживать состав портфелей знаменитых инвесторов и использовать их методику анализа рынка для поиска перспективных бумаг. Так мистер Тянь стал одним из пионеров в области гуру-копирования, а сама стратегия получила название Following the smart money («Следуя за умными деньгами»). Ее главное преимущество, по мнению Чарли Тяня, «прыжок с плеч гуру»: если строить портфель из акций, на которые пал выбор легендарных инвесторов, риск ошибки, возможно, удастся снизить.

«Есть несколько причин, почему гуру-копирование в последнее время набирает популярность», – говорит Жюстен Карбонно, партнер инвесткомпании Validea Capital Management, которой принадлежит ресурс Validea.com, предлагающий подобные стратегии. Первой причиной эксперт считает развитие технологий: скорость обработки информации имеет большое значение для инвестиционного моделирования. Допустим, поисковик Validea может сканировать по заданным параметрам массив из 6,5 тыс. бумаг. Вторая причина – разочарование инвесторов доходностью вложений в 2000–2009 годах и желание найти действительно работающие стратегии. И в самом деле, за те 10 лет индекс S&P 500 ушел в минус на 24%. «Учитывая, что 80% профессиональных управляющих терпят фиаско в соревновании с рынком в долгосрочной перспективе, клонирование тактики лучших игроков кажется здравой идеей», – замечает г-н Карбонно. В-третьих, анализ исторических данных свидетельствует, что копирование чужого успеха может оправдать ожидания.

 

По словам Жюстена Карбонно, эффективность подобного подхода подтверждают модельные стратегии на Validea.com: из 14 имеющихся портфелей только два проигрывают индексу S&P 500. Портфель-флагман Validea Hot List, построенный на компиляции стратегий «звездных» управляющих, с середины 2003-го по апрель 2014-го -показывал среднегодовой прирост почти вдвое выше, чем у S&P 500, – 11,2% против 5,7. Столь же впечатляющее превосходство демонстрирует и индекс финансовых миллиардеров iBillionaire. Он рассчитывается по 30 акциям из индекса S&P 500, в которые богатейшие инвесторы Америки вложили крупные капиталы. Индекс равновесный (все эмитенты занимают в нем одинаковую долю), пересматривается ежеквартально после раскрытия информации по форме 13F (обязательная отчетность институциональных инвесторов). В результате последней ребалансировки по сведениям на конец 2013 года он обновился на четверть. Почти треть его расчетной базы сейчас – бумаги технологического сектора, среди которых Apple, IBM и Priceline, примерно четверть – финансовые компании Wells Fargo, American Express, AIG. Тестирование на исторических данных показало, что индекс iBillionaire за период 2005–2013 годов вырос на 213% против 85 у бенчмарка. Биржевой фонд на основе этого индекса позволит любому почувствовать, что он инвестирует вместе с миллиардерами. Впрочем, на рынке уже есть схожие продукты. Насколько они удачные?

Фондоимитаторы

В 2012 году в США были зарегистрированы первые «копировальные» биржевые фонды (ETF), заимствующие инвестиционные идеи у управляющих хедж-фондов – считается, что именно в этой индустрии работают портфельные асы. Фонд Global X Top Guru Holdings Index ETF (с активами 521,1 млн долларов на 31 марта 2014-го) ориентирован в основном на акции крупных американских компаний. А фонд AlphaClone Alternative Alpha ETF (активы – 87,5 млн долларов на ту же дату) больше ориентирован на акции малых и средних компаний и, кроме того, имеет изюминку – возможность хеджирования при падении рынка. По итогам прошлого года оба фонда обыграли рынок. При росте S&P 500 на 32,4% фонд Global X Top Guru Holdings вырос на 47,3%, а AlphaClone Alternative Alpha – на 36,4%.

Вдохновленная успехом, компания Global X в марте запустила еще два аналогичных продукта: фонд Global X Guru Small Cap, вкладывающий в акции малых компаний, и фонд Global X Guru International, фокус которого – мировые бумаги. Но не преждевременна ли радость? Один год работы на рынке слишком малый срок, чтобы судить о результате. К тому же свою роль в обгоне бенчмарка сыграл тот факт, что портфели обоих фондов построены по принципу равных весов, поэтому сравнивать их с S&P 500 некорректно. Как известно, в периоды рыночного подъема бумаги малых и средних компаний растут быстрее «крупняка». Так что побить S&P 500 можно, просто имея в портфеле его составляющие с равными весами: равновзвешенный S&P 500 по среднегодовому приросту за последние пять лет (на 31 марта 2014-го) давал фору взвешенному по капитализации «собрату» – 26,61% против 21,16. Но есть и другие доводы, заставляющие следовать за «умными» деньгами с осторожностью.

Недоклоны

Институциональные инвесторы предоставляют отчетность о составе портфелей в течение 45 дней по окончании квартала. Значит, когда эта информация обнародуется, есть вероятность, что она устарела. Может быть, бумаги уже проданы. А если нет, цена на них наверняка отличается от той, по которой их покупал гуру. Купил бы он их сейчас?

Сама отчетность 13F носит ограниченный характер: обязательному раскрытию подлежат длинные позиции в акциях и некоторые виды деривативов, но по ним не всегда можно составить представление об истинных намерениях управляющих. Форма 13F хороша, например, чтобы идти за Баффетом, который предпочитает акции. Так, одно из исследований* показало, что простое копирование его сделок (пусть и с лагом в 45 дней), совершавшихся в период с 1980-го по 2006-й, позволяло добиться столь же впечатляющих результатов, что и у управляемой им Berkshire Hathaway.

Однако зачастую управляющие используют «сложносочиненные» стратегии, включающие и сделки с производными и долговыми инструментами, и короткие продажи. Скажем, у Джорджа Сороса на конец 2013 года в портфеле было множество акций, что вроде бы говорит о его «бычьем» настрое. Но не все ресурсы, отслеживающие его портфель, показывают, что 15% в нем приходится на опционы пут на биржевые фонды SPDR S&P 500 и Energy Select Sector SPDR. Со второго квартала 2013-го Сорос держит страховку от падения американского рынка.

Похоже, эти нюансы не очень смущают рядовых инвесторов: во время публикации отчетности по форме 13F акции, «засветившиеся» в портфелях фондовых гуру, торгуются наиболее активно**. Данный подход критикует профессор Техасского университета Джон Гриффин. «Нет оснований считать, что гуру могут предсказывать рынок, – утверждает он. – И не нужно уподобляться тысячам самонадеянных инвесторов, думающих, что это возможно». В марте 2007-го он в соавторстве опубликовал исследование, в котором проанализировал акции, входящие в портфели 306 хедж-фондов в период 1986–2004 годов. Вывод таков: эта информация не имеет никакой прогностической ценности в отношении будущей доходности купленных бумаг. Более того, хедж-фонды не продемонстрировали преимуществ перед взаимными фондами ни в умении находить «правильные» акции, ни в способности выбирать лучший момент для совершения сделки. Так что прав глава компании AlphaClone Маз Ядалла, когда говорит, что залог успеха их фонда AlphaClone Alternative Alpha не только в удачном выборе бумаг, но и в грамотном управлении рисками.

Не магия, а расчет

Ирония ситуации состоит в том, что подход, предполагающий незамысловатое копирование чужого портфеля, нарушает как минимум две заповеди того же Баффета. Первая – мыслите независимо. Вторая – покупайте в момент, когда капитализация компании явно занижена к ее реальной стоимости.

По мнению директора инвестиционного департамента УК «Атон-менеджмент» Евгения Малыхина, само по себе копирование чужого портфеля не даст результата по одной простой причине: до 90% успеха гуру определяется не их инвестиционными решениями, а набором волевых качеств. «Основные отличия успешного инвестора – свод правил и глубокая убежденность в их истинности, – полагает эксперт. – Это некий внутренний стержень, который помогает переждать любой шторм на рынке и не позволяет эмоциям захлестнуть тебя. Ведь именно неконтролируемые эмоции увеличивают вероятность ошибки у рядовых инвесторов: в тяжелой ситуации они не справляются с искушением продать или купить бумаги «на нервах». Впрочем, игнорировать опыт гуру все же не следует. Его надо изучать и перенимать те принципы инвестирования, которые по психологическому складу ближе всего вам. «Это как у шахматистов, которые учатся мастерству, разбирая партии великих гроссмейстеров», – объясняет г-н Малыхин.

 

Как раз в таком виде и реализует идею «следуя за гуру» фонд ConBrio Sanford Deland UK Buffettology, отметивший в марте трехлетие. Руководствуясь заветами Баффета и его коллег, управляющий фондом Кейт Эшворс-Лорд ищет подходящие активы на британском рынке. «Я подбираю компании, которые имеют достойные перспективы роста, хороший доход на капитал, сильный баланс и способность генерировать денежный поток, – рассказывает он. – Я не аналитик по ценным бумагам, я бизнес-аналитик. Я не слушаю сплетни, которые гуляют по рынку, не слушаю умников, рассуждающих о том, куда пойдет рынок. Все, о чем я забочусь, – купить акции дешевле, чем стоит бизнес. Затем я даю возможность времени сделать все остальное».

Цель фонда – достигнуть на длинном интервале (от 5 до 10 лет) среднегодовой доходности выше рынка по композитному индексу FTSE All-Share Index. Пока это удается: в 2012-м фонд заработал 34,2% против 8,2 у бенчмарка, а в 2013-м – 36,0% против 16,7. Эти результаты не остались незамеченными инвесторами: в прошлом году приток средств в фонд начал стремительно расти и в итоге его активы увеличились с 3,4 млн фунтов стерлингов до 17,2 млн. «Думаю, что теперь, когда нам исполнилось три года, интерес инвесторов вырастет еще больше, – рассуждает г-н Эшворс-Лорд, – ведь многие, прежде чем доверить деньги управляющему, хотят увидеть результаты его работы как минимум за три года».

Вместе в прибыли и убыли

Если бы существовал единственно верный алгоритм для беспроигрышного выбора бумаг, его использовали бы все. Но его нет и не может быть. Поэтому инвестору, желающему добиться успеха, не обойтись без своих правил ведения торговли, в которые нужно твердо верить и которые следует неукоснительно соблюдать. Даже когда счет уходит в минус. И помнить, что никто не обладает даром предвидения, чтобы каждый календарный год показывать результат выше рынка. Ведь и на Уоррена Баффета бывает проруха: в конце 2013-го по итогам последнего пятилетнего интервала он впервые проиграл индексу S&P 500. В ежегодном послании акционерам Оракул из Омахи объяснил, что его стратегия позволяет обыгрывать индекс в периоды, когда рынок падает или растет незначительно. Из 49 лет работы он проигрывал индексу по итогам 10 лет, и за одним исключением это были годы, когда рынок рос больше чем на 15%. Так что, если в качестве путеводной звезды вы выбираете инвестора-гуру, готовьтесь следовать за ним и в период убытков.

 

Создатель GuruFocus Чарли Тянь не сомневается, что стратегия «следуя за гуру» работает. Большая часть его сбережений вложена в один из модельных портфелей, предлагаемых на сайте ресурса: с момента запуска в декабре 2008-го и по 11 апреля 2014-го он показывал рост на 134,8% против 101 у индекса S&P 500. Впрочем, г-н Тянь неплохо зарабатывает и на стремлении других стать немного Баффетами: у интернет-сервиса 13 тыс. платных подписчиков, которым премиальный пакет услуг обходится в 299 долларов в год.