Лента новостей
У сроков владения жильем и землей изменили точку отсчета. Что это значит 17:21, Статья Минпросвещения утвердило даты проведения ЕГЭ в 2025 году 17:17, Новость В России вырос ценовой разрыв между новостройками и готовым жильем 17:14, Статья Советник Зеленского заявил о готовности Украины к переговорам 17:13, Статья Японцы решили сварить сакэ в космосе 17:11 В Афганистане при взрыве погиб министр из правительства талибов 17:09, Статья В Думе предложили отозвать проект о запрете абортов в частных клиниках 17:08, Статья Жителям Абхазии сократили подачу электроэнергии днем до трех часов 17:08, Новость Штрафы за нарушение ПДД вырастут в 2025 году. Инфографика 17:06, Статья Шольц направил в бундестаг запрос о доверии правительству 17:04, Статья Боевые действия в Сирии. Карта 16:58, Статья В исправительной колонии в Башкирии загорелась пилорама 16:53, Новость Госдума разрешила «Роскосмосу» финансировать проекты за счет облигаций 16:49, Статья Для управленцев-технократов: на чем будут ездить российские чиновники 16:45 «Яндекс» внедрил новое поколение нейросетей в текстовые онлайн-редакторы 16:43, Новость Зеленский назвал причину, по которой Украину должны пригласить в НАТО 16:41, Статья «Сбер» представил свое первое «умное» кольцо 16:40, Новость Мэр Таганрога ответила на сообщения о закрытых убежищах 16:33, Новость
Журнал
Свадьба на 25 миллионов
Журнал Июль 2014 Общество,
0

Свадьба на 25 миллионов

Почему фильм «Горько!», от которого отказались несколько кинокомпаний, стал самым прибыльным в истории отечественного кинематографа
Фото: Мария Митрофанова
Фото: Мария Митрофанова

Сегодня фильм «Горько!» – самый прибыльный проект в истории новейшего отечественного кино: при бюджете 1,3 млн долларов он заработал в прокате более 25 млн. А два года назад сценарий и синопсис первого фильма выбросили в корзину сразу в нескольких продюсерских центрах, куда их принесли Илья и Дмитрий.

«Не наша тема»

Илья Бурец начинал в кинокомпаниях «Наше Кино», «Централ Партнершип» и Bazelevs – занимался продвижением фильмов. С Дмитрием Нелидовым он познакомился в 2007 году во время работы над проектом «Ирония судьбы. Продолжение» – Дима выступал продюсером со стороны Первого канала. В 2012-м друзья основали кинокомпанию «Лунапарк», первым проектом которой и должен был стать фильм «Горько!».

В апреле 2012-го, посмотрев «Проект Х: Дорвались», снятый в стиле псевдодокументального кино, Бурец загорелся подобной идеей и хотел начать съемки уже в ноябре, предполагая уложиться в 300 тыс. долларов. Нелидов к таким решительным планам отнесся скептически, но товарища поддержал. Синопсис показали режиссеру и продюсеру Вячеславу Каминскому, с которым Илья работал над триллером «Камень» (главную и совершенно нехарактерную для себя роль похитителя в нем сыграл Сергей Светлаков, участник комедийных проектов ТНТ). Каминский отказался: после не очень удачного проката «Камня» (картина собрала 4 млн долларов при бюджете 2 млн) ему не хотелось ввязываться в рисковый проект.

Затем от «Горько!» отказались Universal, Enjoy Movies и несколько других кинокомпаний. «Шутки над алкоголизмом немного не наша тема, – объясняет Сарик Андреасян, продюсер и основатель Enjoy Movies. – Кроме того, стиль, в котором снят фильм, слишком документальный для меня. Я считаю, что кино должно быть красивым, с визуальными ходами и качественной операторской работой». Идея псевдодокументальной ленты, заимствованная у «Проекта X», смутила и Universal, но отказываться от нее друзья не хотели.

Синопсис отправили и в студию Тимура Бекмамбетова Bazelevs. Бурец был лично знаком с Тимуром по прежней работе, но позвонить ему напрямую «не хватило наглости» – заявлялись официально, соблюдая регламент. И редакторы заявку не отсеяли. «Идея народного фильма про то, как у нас гуляют на свадьбах, мне сразу понравилась, – рассказывает Бекмамбетов. – Принципиально важным для меня было и то, чтобы фильм делали как видеоролик с YouTube. Иначе он не получился бы убедительным».

Претензии руководителя Bazelevs касались в основном сценария. Первоначальный вариант предполагал, что свадьбу будут отмечать в Москве, в саду «Эрмитаж». При этом на празднество будет приглашен олигарх Михаил Прохоров, и к нему ни в коем случае нельзя допускать родственников молодоженов. «Этот момент в сценарии нам всем не нравился, но мы не знали, как его изменить», – замечает Дмитрий Нелидов. Команде требовался новый человек, который помог бы переписать историю.

«Чтобы было как на YouTube»

«Мы наткнулись в Интернете на короткое видео с названием «Проклятие». Речь там шла об актере, который пробуется на роль. Долго спорили, документальный это ролик или короткометражка, настолько достоверно было снято, – говорит Илья. – Я доказывал, что, раз в конце идут титры, это все же художественный фильм. С его автором мы и связались в социальных сетях».

Автором «Проклятия» значился некий Жора Крыжовников (на самом деле его зовут Андрей Першин), он режиссер телешоу «Танцы со звездами» и «Большая разница». Под собственным именем работает для телевидения, а под псевдонимом снимал ролики «для души». Прочитав сценарий «Горько!», он пришел на встречу с продюсерами с твердым намерением отказаться. «Жора настаивал, что это должна быть комедия узнавания и рассказывать она должна о простых людях. Мы с ним согласились и честно признались, что нам нужны новая история и новые характеры. И он вместе со сценаристами приступил к работе над сюжетом», – вспоминает Дмитрий Нелидов. В итоге Крыжовников стал режиссером картины.

Тогда же решили, что главная героиня Наташа с детства мечтает о свадьбе на закате, а значит, фильм надо снимать на море. Это немного увеличивало затраты, но придавало ленте динамику (надо успеть до заката!), а картинке – красоту. В ноябре согласованный с Bazelevs вариант сценария, шестой по счету, отправили Сергею Светлакову. «То, что Сережа сыграет тамаду, мы знали с самого начала. Я работал с ним на съемках фильма «Камень» и видел, как его встречают поклонники. Он действительно народный артист», – объясняет Илья. За ночь Светлаков прочитал 90 страниц сценария и на следующий день дал согласие. «Я был полностью уверен в этом фильме, потому что он очень народный. Ребятам сразу сказал, что хочу участвовать в нем не только как актер, но и как продюсер и готов привлекать свои медийные и коммерческие ресурсы», – говорит Сергей.

Планировалось, что главные роли будут исполнять нераскрученные актеры. С одной стороны, это удешевляло производство: расходы на оплату актеров в среднем составляют 30% бюджета картины, если не привлекать дорогих звезд. С другой – незнакомые лица в кадре вызывают больше доверия к кино, которое претендует на псевдодокументальность. Деньги на пробный минутный ролик – 100 тыс. рублей – Бурец и Нелидов выделили из личных сбережений. Их не хватало, поэтому к съемкам в массовке привлекали приятелей и родных. Среди них оказалась Юлия Александрова, жена Жоры Крыжовникова. Ей продюсеры предложили пробы на главную роль, хотя на нее уже была отобрана актриса. В итоге решили оставить Юлию.

Бекмамбетову ролик понравился, и он тут же предложил разместить его в Интернете. Установка мэтра «хочу, чтобы было как на YouTube» стала для съемочной группы девизом: даже драки делали как в роликах в Сети. Например, когда сценарист Алексей Казаков дал продюсерам прочитать эпизод, где гости перед загсом кидаются голубями, Нелидов удивился: «Леш, что это за хрень? Какие люди будут кидаться голубями?» Казаков с ходу открыл YouTube и ткнул в один из роликов. «А там свадьба, люди в костюмах кидаются голубями. Ответить мне было нечего. Естественно, мы использовали эту сцену в фильме», – заключает Дмитрий.

Деньги с возвратом

Перед началом съемок маркетологи Bazelevs провели исследование и рассчитали возможные сборы «Горько!». «Неизвестные актеры, пьяные люди в кадре, драки… В общем, нам поставили очень маленький прогноз по сборам – не более 5 млн долларов», – вспоминает Илья. Учитывая, что половина собранного уходит кинотеатрам, 7–10% – прокатчику, а 2 млн долларов – на рекламу, комедия окупалась, только если ее производство укладывалось в 1,5 млн.

Тимура Бекмамбетова оценки маркетологов не удивили. «Когда мы запускали «Ёлки», мне говорили, что сборы не превысят 2,5 млн долларов. Фильмы без единого сюжета и главного героя раньше действительно не делали кассу», – поясняет он. Но те же «Ёлки» в результате «выстрелили», собрав больше 20 млн долларов. Кроме того, Бекмамбетов рассчитывал на деньги Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино).

Прежде фонд выделял деньги на безвозвратной основе лидерам рынка, к числу которых относится Bazelevs. Однако во время подготовки фильма система распределения инвестиций изменилась: теперь каждая конкретная лента должна была пройти экспертизу фонда. «Горько!», конечно, безвозвратные дотации не получил: было сложно объяснить, почему нужно снимать именно эту пьяную свадьбу», – говорит Бекмамбетов. В итоге он получил деньги в виде займа, который покрывал 70% расходов на производство – бюджет определили в 1,3 млн долларов. «Все выделенные деньги мы должны были полностью вернуть», – продолжает режиссер. Другие 30% плюс расходы на продвижение легли на Bazelevs.

В компании попытались отбить часть затрат с помощью скрытой рекламы – продакт плейсмента. Так, за съемки в фильме автомобиля Nissan Bazelevs получила около 1 млн рублей: рекламу продали уже тогда, когда съемочная группа вернулась в Москву. Эксперты предполагают, что и алкоголь в картине был оплачен его производителями. Продюсеры это тему комментировать отказываются. В целом, по оценке участников рынка, на продакт-плейсменте «Горько!» мог заработать порядка 3 млн рублей.

«Одна большая экономия»

Бюджет примерно в 1 млн долларов – это немного даже по меркам российского кино. На чем экономили? Илья и Дмитрий нервно смеются: «Как на чем? На всем! Это была одна большая экономия».

В фильме участвовали в основном малоизвестные, а значит, недорогие актеры. Хотя главный способ сократить расходы – уменьшить количество съемочных дней. Продюсеры решили уложиться в 23 дня, притом что сценарий предполагал как минимум 35. «Если учесть, что один съемочный день стоит примерно 1,5 млн рублей, нам ничего не оставалось, кроме как уложиться в 23», – говорит Илья. Сроки все же сорвали: два дня на море бушевал шторм, из-за которого пришлось останавливать съемки. А когда непогода закончилась, часть декораций отстраивали заново, потому что некоторые из них унесло водой. И это не единственный случай корректировки сметы.

Долго выбирали ресторан для свадебного застолья. Работа проходила в Геленджике, арендовать кафе планировалось там же, но Жора Крыжовников присмотрел ресторан в Новороссийске и настаивал на нем. «Мы с ним долго спорили. Все понимали, что тот ресторан более подходящий, такой китчевый. Правда, поездка всей съемочной группы в Новороссийск удорожала съемки где-то на 1 млн рублей», – рассказывает Дмитрий Нелидов. В итоге пошли навстречу режиссеру. «Мы договорились с администрацией ресторана, что они возьмут на себя оформление банкетного зала», – усмехается Илья Бурец.

Для одной из сцен Крыжовников попросил найти корову, чтобы она просто прошла на заднем плане. Времени на поиски было мало, поэтому художники по реквизиту согласились на первое предложение. Восьмичасовая «смена» коровы обошлась в 9 тыс. рублей. «Колхозник, который дал нам эту корову, нас просто развел! Над нами смеялся весь Геленджик», – вспоминает Дмитрий. – Но когда ты собираешься ответить режиссеру: «Нет, коровы не будет», то сразу думаешь: «А вдруг без коровы сцена будет несмешная?» Дыры в бюджете затыкали всеми способами: после съемок одной из сцен осталось килограммов пять сушеной рыбы, и, чтобы добро не пропадало, Илья решил продать ее на местном рынке.

Формула успеха

Кампания по продвижению «Горько!» стартовала в мае 2013 года, когда съемки подходили к концу. Рекламу размещали на телевидении, радио, в кинотеатрах и Интернете – словом, везде, кроме рекламных щитов в Москве. Ставку сделали на регионы, и в столице фильм не раскручивали. Первый трейлер – ролик про шумную пьяную свадьбу – вызвал волну недовольства: в Интернете сразу начали писать, что это «комедия для быдла». Трейлер перемонтировали, сделали его более спокойным и лиричным.

Спустя три месяца на «Кинотавре» 10-минутный фрагмент фильма был принят довольно тепло. Правда, обнаружилась другая проблема: оказалось, что премьера «Горько!», намеченная на 10 октября, совпадала с выходом на экраны военной драмы Федора Бондарчука «Сталинград». «Сталкивать две потенциально успешные ленты было неразумно, и мы решили перенести премьеру на две недели позже. При этом Sony Pictures давала нам рекламное время перед трансляцией в кинотеатрах, где шел «Сталинград», – рассказывает Тимур Бекмамбетов. Драму Бондарчука посмотрели 6 млн зрителей. Столько же, соответственно, увидели трейлер «Горько!».

Впрочем, большого ажиотажа все усилия по продвижению не вызвали. По данным ресурса «Бюллетень кинопрокатчика», фильм не значился в списке самых ожидаемых релизов, а на «КиноПоиск.ru» рейтинг ожидания составлял около 60% при 2295 проголосовавших. Для сравнения, в опросе по поводу выхода «Легенды № 17» участвовали 7823 человека, из них картину ждал 81%.

Ночь перед московской премьерой Нелидов и Бурец провели у мониторов: начиналась продажа билетов на сеансы во Владивостоке и Хабаровске. «Я постоянно обновлял сайты региональных кинотеатров, там есть возможность отслеживать бронирование билетов. Помню, в девять вечера в Хабаровске был первый аншлаг», – довольно улыбается Илья. На следующий день стало ясно, что фильм «выстрелил». «Если в первую неделю проката картина собрала чуть больше 220 млн рублей, то во вторую сборы оказались еще выше – около 260 млн, что случается очень редко. Небольшой бюджет ленты позволил ей окупиться в первый уик-энд», – констатирует исполнительный директор исследовательского проекта Movie Research Александр Лужин.

Общие кассовые сборы «Горько!» составили 25,5 млн долларов – это восьмой результат среди российских фильмов за последние семь лет. Но по прибыльности ему нет равных: сборы идущей на втором месте по этому показателю «Иронии судьбы. Продолжение» превышают бюджет «всего» в 10 раз, у «Горько!» – в 17. Чем объясняется успех фильма? Одни уверены, что кассу обеспечило участие Сергея Светлакова. «Он не приглашенная звезда, а один из главных героев. Светлакова продюсеры и продавали в первую очередь: он изображен на всех плакатах, его фамилия стоит первой в списке актеров», – объясняет заместитель главного редактора журнала «Кинобизнес сегодня» Евгений Володин. Правда, другой фильм со Светлаковым в главной роли, «Скорый «Москва – Россия», вышедший на экраны в середине апреля, с треском провалился: при бюджете в 4 млн долларов он собрал лишь 5,2 млн.

«Сейчас среди российских актеров нет ни одного, кто может на 100% гарантировать кассовые сборы фильму», – утверждает генеральный продюсер Enjoy Movies Георгий Малков. Он считает, что все упирается в хорошую и интересную историю, сценарий и жесткое следование бюджетному плану картины. По мнению Сарика Андреасяна, создатели «Горько!» смогли удачно сыграть на национальном юморе: «Фильмы, основанные на ментальном юморе, пользуются особенным успехом, это известный факт. Например, французская картина «Добро пожаловать», рассказывающая о диалектах в разных областях Франции, собрала более 200 млн долларов при бюджете около 16 млн».

Создатели «Горько!» полагают, что нашли формулу успеха, и намерены ее использовать как можно чаще. «А что? Проводы в армию, рождение детей – чем не сюжеты для фильма?» – смеется Илья Бурец. «Еще 1 Мая, День десантника, 23 Февраля, 8 Марта – праздников-то много», – добавляет Дмитрий Нелидов. А кроме шуток, уже завершены съемки, и идет монтаж фильма «Горько! 2» и работа над сценарием «Горько! 3». Занимается ими та же Bazelevs.

Параллельно Бурец, Нелидов и Светлаков работают над лентой «Выпускной», на сей раз в содружестве с «Централ Партнершип». «Горько!» – наш прямой референс. Мы бы хотели, чтобы степень узнавания героев и ситуаций в нашем фильме была такой же высокой», – мечтает продюсер «Централ Партнершип» Наталия Клибанова.

Прокат «Горько!» в онлайн-кинотеатре Play принес почти 9 млн долларов. Пока это самые большие сборы за историю компании Play

Уже закончены съемки фильма «Горько! 2» (бюджет – 2,5 млн долларов) и подготовлен первый вариант сценария «Горько! 3»