Кино на диване
В ноябре 2013 года вокруг триумфатора «Кинотавра», фильма «Географ глобус пропил», разразился скандал: сети кинотеатров «Каро Фильм» и «Синема Парк» пригрозили снять его с экранов. Прокатчики узнали, что продюсеры разрешили онлайн-кинотеатрам ivi.ru и Play начать продажи «Географа» в день премьеры на широких экранах.
Такого никогда не было: обычно новые ленты попадают на легальные видеоресурсы через три-пять месяцев после выхода в прокат или даже через год-два. Прокатчики возмущались: Интернет может увести из залов молодежь, их основную аудиторию. Еще три-четыре года назад онлайн-кинотеатры всерьез не воспринимали ни владельцы традиционных кинотеатров, ни создатели фильмов, ни рекламодатели. Что изменилось и как бизнес, созданный в России лишь в 2009 году, в 2013-м стал «весить» около 1,6 млрд рублей?
Бесплатно все
В 2009 году бывший заместитель управляющего Альфа-Банка Олег Туманов уговорил известного интернет-инвестора Леонида Богуславского («Яндекс», Ozon.ru, Biglion.ru и др.) купить небольшую компанию Digital Access, в которой Туманов возглавлял совет директоров. Digital Access пыталась продавать музыку в Сети, но Туманов предложил зарабатывать на видеоконтенте. В 2010-м они запустили онлайн-кинотеатр ivi.ru. «Мы понимали, что ввязываемся в долгую историю», –
говорит Богуславский.
За основу взяли модель, по которой работал, например, американский видеоресурс Hulu.com: пользователь получал фильм бесплатно, посмотрев обязательный рекламный ролик. «При огромном количестве пиратского контента предлагать платить за просмотры было бы самоубийством», – объясняет генеральный продюсер ivi.ru Сергей Корнихин.
Коллекцию фильмов, по словам Олега Туманова, формировали наобум: скупали все подряд, не имея четкого представления о спросе. К концу 2010 года в каталоге было уже около 10 тыс. кинолент, в основном старых. Крупнейшие киностудии не любят отдавать свой контент в онлайн-кинотеатры с рекламной моделью: их новинки пользователи могут только купить (причем не в пакете) или получить бесплатно через три-четыре года после премьеры. ivi.ru предлагала сама платить за пользователей, но такой подход тогда не сработал. Только в 2012-м Туманову удалось подписать соглашения с голливудскими мейджорами. Сейчас ivi.ru выкладывает фильмы через три-девять недель после премьеры, в видеотеке примерно 70 тыс. картин.
Чтобы получить нужные фильмы на приемлемых условиях, пришлось буквально сорить деньгами. В ivi.ru не раскрывают общий размер инвестиций, говорят лишь, что сумма – рекордная для рынка онлайн-кинотеатров. Известно, что в 2010-м в долю вошел холдинг «Проф-Медиа», купив допэмиссию в Digital Access за 3,3 млн долларов. В 2011 году онлайн-кинотеатр привлек 30 млн долларов от фондов Tiger Global Management и ru-Net, а в 2012-м – еще 40 млн долларов от фонда Baring Vostok Capital Partners и других акционеров. Инвестиции, как полагают в ivi.ru, окупятся через год-два, компания пока работает в минус, растрачивая деньги вкладчиков и поступления от рекламы на лицензии.
Дорогой пользователь
Play, второй крупный игрок на рынке, создававшийся как медиасервис для клиентов мобильного оператора Yota, прошел точку безубыточности в январе этого года, утверждает гендиректор компании Леонид Беляев. Увеличив количество абонентов до 100 тыс. в месяц, Play стал получать прибыль и может инвестировать в развитие, добавляет он. Приложение Yota Play переформатировали в онлайн-кинотеатр в 2011 году, сейчас компания не зависит от оператора и принадлежит бывшим совладельцам Yota Сергею Адоньеву и Альберту Авдоляну. На сервис они потратили около 30 млн долларов.
Директор по стратегии Play Игорь Соколов говорит, что кинотеатр рассчитан на обеспеченных людей, имеющих дома телевизор SmartTV и готовых отдавать по 350–400 рублей за фильм. В Play нет бесплатного контента, видеоресурс работает по пользовательской модели: можно приобрести один фильм или коллекцию в пакете, но все новинки продаются только поштучно. Онлайн-кинотеатр сначала перечисляет создателям ленты гарантированный платеж, затем долю от выручки, если она будет. Сейчас у Play приблизительно 5 тыс. картин.
Вопросы привлекательности
Во время запуска и Play и ivi.ru многие крутили пальцем у виска: сложно было представить большое число желающих платить за фильмы, когда почти любой контент доступен бесплатно на нелегальных и легальных ресурсах. «Но в первый же день у нас уже была пара сотен тысяч посетителей. Боялись, что серверы не выдержат», – вспоминает Сергей Корнихин.
Согласно его оценкам, с 2010 года рынок рос на 65–70% в год. В одном только 2013-м доходы большинства легальных видеоресурсов удвоились, а выручка Play увеличилась в 11 раз. По прогнозу агентства iKS-Consulting, в 2014 году объем рынка достигнет 2,9 млрд рублей. Что сделало его самым быстрорастущим в онлайн-сегменте?
По данным «Яндекса», средняя скорость доступа к сети в 2008-м составляла 370 Кбит/с. Смотреть потоковое видео, которое в основном предлагают онлайн-кинотеатры, можно лишь при скорости 1–2 Мбит/с, без зависания картинки и буферизации – при 3–5 Мбит/с. Средняя скорость 5 Мбит/с стала доступна российским пользователям в 2011 году, тогда и начался бум онлайн-кинотеатров.
Видеоресурсы собрали приличную аудиторию – около 24 млн человек, по информации iKS-Consulting, примерно треть пользователей Рунета. Результат – в 2013-м рекламные доходы всех онлайн-кинотеатров достигли 1,2 млрд рублей, 80% от общей выручки. Наконец, ужесточается борьба с пиратством – многие ресурсы («Вконтакте», RuTracker.org и др.) вычищают нелегальный контент.
По прогнозу iKS-Consulting, к 2018 году объем этого рынка в России составит не менее 10 млрд рублей и развивать его будут не только ресурсы вроде ivi.ru и Play, но и интернет-компании, социальные сети, операторы сотовой связи. У многих есть свои проекты в этой области. «Яндекс» на базе купленного в прошлом году сайта «КиноПоиск.ru» запускает агрегатор видеоконтента онлайн-кинотеатров; Mail.Ru Group открыла виртуальный кинотеатр на «Одноклассниках»; ВГТРК отдает фильмы и телепередачи стратегическому партнеру Zoomby.ru, «СТС Медиа» – своему проекту Videomore.ru.
Люди все еще предпочитают смотреть фильмы бесплатно (по данным ivi.ru, доля нелегального видео достигает 90%), но сама идея платить за кино в Интернете уже не вызывает прежнего отторжения. Больше того, «Ростелеком» через свой портал Zabava.ru зарабатывает по 2 млн рублей в год на мультфильме «Маша и Медведь», который можно посмотреть бесплатно на YouTube.