Жилые массивы
«Пускать в свои дома незнакомцев? Вы с ума сошли?! На это способны только хиппи!» – такие слова раз за разом слышал Брайан Чески в 2008 году, пытаясь найти инвесторов для своего стартапа Airbnb. Не все собеседники утруждали себя отказом: один просто встал в середине презентации и молча вышел из кафе. История не сохранила его имени, но он наверняка пожалел о своем решении. Спустя шесть лет стартап из Сан-Франциско превратился в лидера отрасли и в самый большой сервис краткосрочной аренды жилья. Услугами сайта Airbnb воспользовались более 20 млн человек (1 млн – из России), жители 190 стран ищут на нем постояльцев. «Мы есть везде, где есть Google», – говорит Чески, основатель и гендиректор компании.
По любым меркам Airbnb развивается исключительно успешно. В апреле, во время последнего раунда инвестиций, она была оценена в $10 млрд, а три ее основателя вошли в мировой рейтинг Forbes. К концу года число пользователей сайта удвоится, а виртуальный номерной фонд уже превзошел показатели группы Hilton. В европейских городах принимают специальные законы, чтобы пустить компанию на свои рынки. Бизнес-модель Airbnb копируют по всему миру, но конкурентов сравнимого масштаба нет. Онлайн-сервис по поиску жилья быстро превратился в гиганта индустрии гостеприимства.
Теперь менеджеры Airbnb тратят много сил, чтобы убедить города и страны, что их бизнес по сути является технологическим, а не гостиничным. Если им поверят, компания продолжит расти темпами, характерными для Интернета, если нет – придется договариваться с тысячами муниципалитетов и вставать двумя ногами на землю. На кону существенный кусок триллионного туристического рынка.
Виртуальный Hilton
Брайан Чески, в 33 года заработавший миллиардное состояние и навсегда, по мнению оптимистов, изменивший тревел-индустрию, – один из самых лояльных пользователей Airbnb. Уезжая в командировки, он селится только в квартирах, найденных на собственном сайте. В Москве его жильем и офисом служит пентхаус в высотке на площади Восстания – 130 кв. м, $874 за два дня, $84 из которых идут в доход Airbnb. «Посмотрите вокруг! – Чески чертит руками в воздухе. – Видите, сколько тут вещей, книг, предметов декора. У жилья, арендованного через наш сайт, всегда есть свой характер. Смысл Airbnb в том, что я могу поехать в любую точку мира и почувствовать себя местным. Этого гораздо легче достичь, когда останавливаешься у кого-то в гостях».
В управлении компании нет и, настаивает Чески, никогда не будет собственной недвижимости. Сервис в первую очередь технологическая платформа для краткосрочной аренды жилья с элементами соцcети для путешественников. Но это не просто доска объявлений. Компания выступает гарантом сделки, обеспечивающим безопасность и своевременную оплату. При бронировании гость переводит полную цену аренды, а хозяин квартиры получает деньги только через 24 часа после заселения. Airbnb следит за тем, чтобы стороны были довольны друг другом, взимая комиссию – 3% с арендодателя и 6–12% с арендатора. За размещение объявления денег не берут. «Одно дело, когда вы размещаете страничку о своем бизнесе на крупном сайте с отзывами вроде Yelp. Вы не будете слишком дорожить подобными отношениями. И совсем другое дело, если ваш бизнес появился благодаря нам. Это заставляет клиентов быть намного более лояльными», – убежден Брайан Чески.
Такой подход окупился. В последние несколько лет Airbnb росла как на дрожжах. Количество предложений жилья на сайте увеличилось со 120 тыс. в начале 2012 года до более чем 800 тыс. в 35 тыс. городов сегодня. По данному показателю компания сравнялась с крупнейшими отельными операторами и превзошла их широтой географии. Гостиничные сети не могут проникнуть во все уголки планеты, в отличие от Airbnb, которой не нужно даже открывать в стране офис. Число арендаторов тоже растет по экспоненте. В середине августа 2014-го услугами Airbnb одновременно воспользовались 420 тыс. человек из 160 стран – это был рекорд в истории сервиса. Во время чемпионата мира по футболу в Бразилии пятая часть всех приехавших туда туристов –
120 тыс. человек – нашла жилье через Airbnb. Некоторые селились в фавелах, хвалится Чески. Среди предложений на сайте есть не только комнаты или отдельные квартиры, но и юрты, вигвамы, целые острова и маяки.
Хозяева квартир, вигвамов и шалашей – не рантье, 90% из них сдают часть собственного дома или участка. «Мы хотели бы позволить людям сдавать и снимать пустующие квартиры, – замечает Чески, – но опыт показывает, что почти все предложения на нашем сайте – это основное жилье». По его данным, 70% хозяев используют доходы от сдачи, чтобы выплачивать ипотеку или закрывать счета за жилье.
Завтрак с будущим чемпионом
Брайан Чески знает, о чем говорит: компания Airbnb создана потому, что ему и его однокурснику Джо Геббиа нечем было платить за аренду. В 2008 году в Сан-Франциско проходила конференция по промышленному дизайну, отели в городе были забиты, и безработные друзья решили положить в гостиной три надувных матраса и сдать постояльцам – по $70 с завтраком. Тогда же к ним присоединился выпускник Гарварда компьютерщик Нейтан Блечарзик, и трое начинающих предпринимателей зарегистрировали сайт Airbedandbreakfast.com, который впоследствии для краткости переименовали в Airbnb.
«Когда мы запустились, идею Airbnb считали настолько сумасшедшей, что желающих вложиться не нашлось, мы тратили собственные деньги, – вспоминает Чески. – Зато на нас никто не давил». Чтобы собрать первые $30 тыс. на финансирование стартапа, партнеры ночами клеили на кухне коробки для кукурузных хлопьев с портретами кандидатов в президенты США – Барака Обамы и Джона Маккейна. Инвестор все не находился, но упорство молодых бизнесменов привлекло к ним внимание основателя легендарного инкубатора Y Combinator Пола Грэма. «Парни пахали как лошади, – рассказывал он позднее. – Это точно был первый раз, когда я решился инвестировать в стартап, в котором были два дизайнера и хакер».
В 2009 году Грэм дал друзьям $20 тыс. и бесплатный совет – поехать в Нью-Йорк. Туда приезжают люди со всего света, и, если им понравится сервис Airbnb в главном городе земли, остальные города захватить будет проще. Предприниматели отправились на атлантическое побережье и лично инструктировали нью-йоркских хозяев (тогда их было около сотни, а сегодня – 20 тыс.), как принимать гостей. Кроме того, Чески и Геббиа фотографировали квартиры, чтобы предложения на сайте выглядели привлекательнее (сейчас на них работает 500 профессиональных фотографов). Усилия не пропали зря: если в 2009 году сервисом услугами Airbnb воспользовалась 21 тыс. человек, то в 2010-м – 140 тыс.
На старте время тянулось медленно. «Представьте, – говорит Чески, – что вы записали песню, а ее два года никто не слушает. Мало у кого хватит терпения заниматься этим и дальше». Впрочем, у друзей хватило выдержки, и через два года появились первые деньги на развитие: фонд Sequoia Capital предоставил команде $600 тыс. Следующие инвесторы не заставили себя ждать, и уже создатели Airbnb решали, с кем работать. «Вплоть до последнего раунда финансирования мы брали деньги только от тех, кто сам когда-то запускал компанию или управлял ею, – продолжает бизнесмен. – Они гораздо спокойнее ко всему относятся и готовы ждать. Мы избегаем работать с нервными людьми».
Среди инвесторов Airbnb – фонды TPG Growth, Andreessen Horowitz, T. Rowe Price, Y Ventures, DST Global Юрия Мильнера, голливудский актер Эштон Катчер, основатель Amazon Джефф Безос и первый инвестор Facebook Питер Тиль. В ходе последнего раунда финансирования в апреле нынешнего года Airbnb привлекла $475 млн (общая сумма инвестиций превысила $850 млн) исходя из оценочной стоимости в $10 млрд. Чески уверяет, что компания «может стать прибыльной уже сейчас», однако не стремится к этому, предпочитая на стадии экспоненциального роста вкладывать все средства в развитие. Публичного размещения, по его словам, тоже ждать не стоит. Ничто не должно отвлекать менеджмент от масштабирования бизнеса.
Москва, Нью-Йорк, Амстердам
В московском офисе компании работает только пять человек, но местный рынок растет быстро. Туристы, путешествующие по России, могут выбирать уже из 7,6 тыс. предложений (2,6 тыс. – в Москве); с начала года эта цифра увеличилась почти вдвое. Еще быстрее растет число российских туристов, бронирующих жилье за границей: среди пользователей сервиса их в 3,5–4 раза больше, чем въезжающих к нам иностранцев. Это неудивительно: по информации Росстата, на одного иностранного туриста приходится девять россиян, поехавших отдыхать за рубеж.
Представители гостиничной отрасли в России не видят в Airbnb опасности для своего бизнеса. «Небольшой процент индивидуальных гостей они, конечно, могут забрать, но ни один корпоративный клиент не будет проводить мероприятия и размещать своих сотрудников в квартирах», – уверен директор по продажам сети отелей Azimut Hotels в России Андрей Смирнов. По его сведениям, на долю индивидуальных туристов приходится всего 20% от общего оборота гостиниц, тогда как доход по корпоративным контрактам составляет 40%, еще 40% – от проведения мероприятий. В Airbnb прекрасно это понимают: недавно у компании появилось специальное предложение для корпоративных клиентов. По данным разработчика программы учета командировочных расходов Concur Technologies (в сентябре была куплена SAP за $8,3 млрд), среди ее американских клиентов популярность Airbnb за год выросла в 27 раз.
На зрелых рынках гостиницы уже поняли, что им грозит опасность. В сентябре коалиция из политиков штата Нью-Йорк, владельцев отелей и местных активистов запустила против Airbnb рекламную кампанию стоимостью $3 млн. В полутораминутном рекламном ролике на фоне тараканов, затопленной прихожей и грязной кухни идут надписи, порицающие «нелегальные отели», которые «лишают Нью-Йорк доступного жилья и нарушают законы». Выступая перед журналистами 12 сентября, сенатор штата Лиз Крюгер, одна из лидеров группы, обвинила Airbnb в том, что бизнес-модель компании противоречит основам нью-йоркского рынка недвижимости. «В конечном итоге мы видим снижение количества доступного жилья в Нью-Йорке. Эти квартиры, по сути, выводят с рынка, чтобы использовать их в качестве незаконных отелей», – заявила она.
Разнообразие законов, которые регулируют рынок аренды в разных городах и странах, – отдельная головная боль для Брайана Чески. В России, например, собственник жилого помещения вправе сдавать его по своему усмотрению и может получать от этого доход, разумеется заплатив налоги. По словам управляющего директора Airbnb в России Михаила Коноплева, сайт квалифицируется как информационный ресурс в Интернете и ответственность за нарушение закона полностью лежит на пользователях. «Мы, как технологическая платформа, не можем заставлять людей платить налоги, есть другие органы, которые должны это делать», – отмечает он. В Нью-Йорке ситуация иная. С 2011 года там запретили сдавать квартиры в аренду на срок менее 30 дней в отсутствие хозяина. Меры были направлены на то, чтобы ограничить деятельность нелегальных отелей, и вместе с тем превратили в правонарушителей тысячи пользователей Airbnb.
После долгих общественных дискуссий и неудачных попыток пролоббировать изменения в законе стороны сошлись на том, что компания предоставит главному прокурору штата Эрику Шнейдерману данные о 124 своих арендодателях в Нью-Йорке. В течение года власти должны вычислить недобросовестных хозяев – гостиничные компании, которые притворяются частными владельцами квартир. В качестве жеста доброй воли Airbnb предложила властям Нью-Йорка заплатить налог на проживание от имени своих арендодателей, что принесло бы городской казне $21 млн. Власти же не торопятся принимать деньги: это значило бы официально признать бизнес Airbnb легальным. Переговоры до сих пор ничем не завершились.
Противостояние с властями Нью-Йорка привлекло к Airbnb внимание правительств многих других городов, где тысячи, а то и десятки тысяч жителей стали предпринимателями благодаря сервису. Проблемы возникали и в Сан-Франциско, и в Портленде, штат Орегон (в этих городах Airbnb теперь платит налоги), и в Барселоне, правительство которой под давлением теряющего доход отельного лобби угрожало заблокировать доступ к сайту через местных интернет-провайдеров.
Чтобы переубедить муниципалитеты, компания проводит множество экономических исследований. Она пытается доказать, что создает, а не уничтожает рабочие места и привлекает в города дополнительные ресурсы. Чески рассказывает, что пользователи Airbnb проводят в среднем больше времени в городах, чем постояльцы гостиниц, и тратят больше денег, особенно за пределами туристических районов с плотной гостиничной застройкой. Иногда доводы срабатывают. В Амстердаме череда встреч с чиновниками привела к тому, что в феврале 2013-го там впервые приняли закон, разработанный специально под Airbnb: он позволяет собственникам сдавать жилье на срок до двух месяцев в год.
«По мере того как мы становимся больше, у нас меньше проблем с правительствами», – утверждает Чески, подчеркивая, что его компания работает в 35 тыс. городов, а проблемы возникают в единичных случаях.
Экономика будущего
Пока Airbnb остается небольшой по мировым меркам компанией, все идет хорошо. Чтобы выйти на глобальный уровень, Брайан Чески должен убедить пользователей, конкурентов и регуляторов, что его предприятие – это не сеть отелей, а что-то принципиально иное. «В большинстве случаев законодатели просто игнорируют [принцип нашей работы. – Прим. РБК]. Они регулируют либо отдельных людей, либо компании, мы же где-то посередине. Если человек сдает свою комнату, он не превращается в огромную сеть отелей. Как и человек, который пустил друга в гости переночевать», – констатирует предприниматель.
Это явление – «где-то посередине» – обычно называется экономикой совместного потребления. Частный человек в собственном доме вообще не занимается бизнесом, его жилое пространство на 100% предназначено для личного потребления. Хозяин гостиницы или рантье, напротив, используют свою недвижимость для получения доходов, они – бизнесмены в привычном понимании слова. А владелец квартиры в листинге Airbnb, который сдает одну комнату в доме (или весь дом, но только 10 дней в месяц), – участник экономики совместного потребления. Он превращает излишки потребления в экономический ресурс, высвобождает добавленную стоимость, которая не нужна ему самому.
Люди и раньше сдавали ненужные комнаты постояльцам. Сама идея bed and breakfast, напоминает Брайан Чески, была построена на этом – герои Диккенса путешествовали именно так. Но сейчас благодаря повсеместному Интернету и огромному количеству мобильных приложений это явление приобрело совсем другие масштабы. Теперь буквально каждый может сдать свою квартиру или ненужную комнату за несколько минут, а компании вроде Airbnb обеспечат своевременную оплату и проследят, чтобы все было в порядке.
Экономика совместного потребления касается не только жилья. Владелец автомобиля в часы вынужденного безделья может продавать услуги такси с помощью приложения Uber. Рукастый студент – выполнять работы по дому (для этого есть сайт TaskRabbit или его российский аналог YouDo.com). Любитель домашних животных – брать на передержку собак, хозяева которых уехали в отпуск (DogVacay). Все компании очень разного масштаба, но их объединяет общая идеология: они стирают границу между признанным властями бизнесом и частным потреблением. Они исходят из того, что у каждого человека есть либо источник ренты, либо рабочие компетенции, которые должны приносить добавленную стоимость. Они создают категорию «микропредпринимателей», как называет их Чески, и надеются, что в эту категорию может попасть большая часть населения земли. «Мы хотим, чтобы нашу деятельность регулировали, но лишь за то, чем она действительно является. Чтобы нас не пытались втиснуть в рамки, которые нам не подходят и не несут пользы городу», – заявляет бизнесмен.
Рынок верит, что у экономики совместного потребления большое будущее. Компания Uber, основанная пять лет назад, в июне закрыла раунд финансирования исходя из оценочной стоимости в $18,2 млрд. Инвесторы верят, что стартап отхватит значительный кусок рынка такси ($11 млрд в год только в США) и существенно расширит его. Когда каждый человек может быть таксистом, а мобильное приложение ищет автомобиль за одну минуту, вслед за предложением растет и спрос.
И Uber, и Airbnb надеются убедить мир, что их бизнес-модель приносит людям пользу. Еще они надеются, что в какой-то момент все стороны смогут выработать общие стандарты работы компаний в сфере экономики совместного потребления, чтобы не договариваться отдельно с тысячами муниципалитетов. Правила должны быть простыми, считает Брайан Чески: «Во-первых, мы работаем по ясной модели. Во-вторых, должно быть понятно, что мы можем и не можем делать. И главное, правительства должны быть арбитром последней надежды и вмешиваться в нашу работу только после возникновения проблемы. Сейчас они служат первой инстанцией: проверяют нашу благонадежность».
Если удастся со всеми договориться, перед Чески и его компаньонами откроются широкие горизонты. «Рынок туризма стоит по меньшей мере $2 трлн и растет на 8% в год. На нем хватит места множеству игроков», – полагает он. В перспективе, по его мнению, 80–90% всех гостиничных номеров и всей краткосрочной аренды будет оплачиваться онлайн. А пока даже в Америке только 30% путешественников бронируют номера в Сети. «Люди чаще покупают в Интернете мебель, чем ищут отель! – возмущается бизнесмен. – Это же форменное безумие!»