Будущее уже здесь
В 1981 году родители купили мне магнитофон. Он был компактный, кассетный, работал от батареек и умел записывать звук. До этого у меня была только старая радиола – тяжеленный деревянный ящик на хрупких ножках с радио и проигрывателем виниловых грампластинок. Кассетный магнитофон казался мне несомненным чудом технического прогресса. В том же 1981-м была принята первая официальная спецификация межсетевого протокола (IP), который объединил отдельные компьютерные сети во Всемирную сеть, а фирма IBM выпустила первый массовый персональный компьютер, управляемый программой MS-DOS, созданной компанией Microsoft.
«Будущее уже здесь. Просто оно еще неравномерно распределено», – написал фантаст Уильям Гибсон. Многое из того, что мы считали или продолжаем считать чудесами из далекого будущего, существует в нашей реальности. Автомобили, которые работают без бензина и вместо газов выделяют чистую воду. Летающие боевые роботы, с помощью которых можно вести разведку или убивать людей. Отпечатанные на 3D-принтере кости, пересаженные в тело живого человека, и выращенные в пробирке функциональные внутренние органы. Кибернетические руки и ноги, управлять которыми можно силой мысли. Космические аппараты, покидающие пределы Солнечной системы и садящиеся на поверхность летящей кометы.
Мы часто не осознаем и не замечаем, что будущее, каким мы его себе представляем, наступило. Даже когда мы начинаем пользоваться этими фантастическими штуками, они очень быстро становятся чем-то рядовым, привычным, обыденным. Кого сейчас можно удивить маленьким карманным роботом, который за секунды связывается со спутниками на орбите, определяет свое местонахождение и рассчитывает любой маршрут? Разве кто-то всерьез восхищается таким поразительным устройством, как робот-пылесос? И будем ли мы скоро провожать взглядами беспилотники, доставляющие по воздуху заказанные товары (кстати, вы знали, что они уже это делают?).
Сегодня ученые способны – пусть пока в сравнительно небольшой степени – выявлять генетическую предрасположенность будущего ребенка к различным врожденным заболеваниям и готовы сделать еще один шаг к возможности корректировать эту предрасположенность. Трудно даже представить, каким станет человечество, обладающее такими знаниями и навыками, и какие новые проблемы и вызовы это создаст. Какие возможности и опасности откроются, когда будет решена следующая большая задача – создание искусственного интеллекта? Илон Маск сравнил эти работы с попыткой вызвать демона, возможности контролировать которого у вызывающего нет. Или он переоценивает эти возможности.
Впрочем, искусственный интеллект – это все-таки будущее. Или нет? Летом Университет Рединга сообщил, что компьютерная программа, разработанная выходцами из России и Украины, смогла пройти тест Тьюринга. Британский математик Алан Тьюринг предложил его еще в 1950 году, в ходе испытания человек взаимодействует с одним человеком и одним компьютером и на основании их ответов должен определить, кто есть кто. До сих пор много споров о том, следует ли считать тест пройденным либо проблема в неверном проведении испытания или некорректной методике. Как неизбежно будет много споров по поводу все новых и новых программ, которые будут претендовать на статус искусственного интеллекта. Понятно лишь, что неизбежно будут. Их разработка ведется прямо сейчас, в нашей с вами реальности. Мы просто пока этого не замечаем.