15 сытых лет
Чтобы понять, из чего состоял потребительский бум нулевых и кто на нем заработал, журнал «РБК» решил разобрать это явление по частям.
Мы собрали информацию о том, сколько в России покупали мобильных телефонов, автомобилей, ювелирных украшений и других самых популярных товаров каждый год, – эти данные на графиках. По ним можно увидеть, например, что кризис 2008 года больше всего повлиял на покупку автомобилей, а меньше всего – на желание россиян есть мясо, пить пиво и ходить в кино. Большие цифры со множеством нулей – это общее количество единиц того или иного товара, проданного в России за 15 лет. Богатеть так быстро и покупать так много, как в 2000–2014 годах, жители России в ближайшее время, скорее всего, уже не будут.
26 800 000 автомобилей
Российский авторынок пережил драматичное двукратное падение продаж в 2009 году, но восстановился до докризисного уровня к 2012-му. Лидером рынка по количеству проданных автомобилей все эти годы остается АвтоВАЗ.
Однако если в начале 2000-х Lada занимала около 70% рынка,
то к 2013-му ее доля снизилась до 17%. Остальное поделили Kia, Renault, Hyundai, Toyota и другие популярные зарубежные марки. Многие из этих автомобилей уже собирают в России. Крупнейшие автодилеры – «Рольф», Major Auto и «Автомир».
В 2000 году двое из 100 жителей России пользовались мобильными телефонами, а в 2013 году, по данным Всемирного банка, на 100 человек приходилось уже 153 сим-карты. За 15 лет в России сформировались «большая тройка» операторов и две крупнейшие розничные сети – «Евросеть» Евгения Чичваркина (5 тыс. салонов) и «Связной» Максима Ноготкова (более 3 тыс.). «Евросеть» сейчас принадлежит «ВымпелКому» и «МегаФону», у МТС – собственная одноименная сеть (около 4 тыс. салонов). Розница для них не основной бизнес: например, на продажу телефонов и оборудования приходится 6–8% общей выручки МТС в России.
48 600 000 ноутбуков
В 2000 году в России было продано 70 тыс. ноутбуков, в 2012-м (пик продаж) – 9,4 млн, в 134 раза больше. Ноутбуки стали популярнее настольных компьютеров, среди лидеров – Acer, Asus и Samsung. На торговле ноутбуками и другой техникой в середине 2000-х построили большой бизнес сети «М.Видео» и «Эльдорадо». В последние годы увеличиваются продажи ноутбуков через интернет, на этом тренде поднялись ритейлеры «Юлмарт» и «Ситилинк», доля заказов у которых проходит через онлайн-магазины и терминалы в магазинах.
133 600 000 000 кг мяса и мясопродуктов
Потребление мяса в России с 2000 года выросло почти вдвое, хотя, по данным Минэкономразвития, средний россиянин все еще ест в 1,7 раз меньше мяса, чем средний американец. Зато нашей стране удалось отказаться от «американских окорочков». Благодаря госрегулированию импорт курицы упал с 60–65% в 2001 году до 10–12% в 2014-м, а отечественное производство выросло с 0,9 млн тонн до 3,9 млн тонн. Удалось наладить производство свинины: с 1,5 млн тонн в 2001-м оно выросло до 3,6 млн в 2013 году. На производстве птицы выросла группа «Черкизово» семьи Игоря Бабаева, свинины – «Мираторг», «Русагро» и «Агро-Белогорье».
Одежда и обувь на 17 100 000 000 000 рублей
За 15 лет россияне потратили на одежду и обувь больше денег, чем на автомобили. В начале 2000-х самым продаваемым предметом одежды были джинсы, сейчас это платье: за полтора десятка лет жительница России купила в среднем 124 платья, подсчитала Esper Group. Масштабное отечественное производство одежды никому наладить не удалось – в Китае дешевле. Россиян одевали ритейлеры, которые шьют одежду по контракту в Азии: Gloria Jeans & Gee Jay, Sela, O’stin, Incity, Oodji (раньше – Oggi) и др. На рынке обуви таким же образом крупнейшей компанией стала «ЦентрОбувь», насчитывающая около 1,5 тыс. магазинов «ЦентрОбувь» и Centro.
5 447 100 000 000 сигарет
Четыре крупнейшие табачные компании мира – Philip Morris, Japan Tobacco, British American Tobacco и Imperial Tobacco – полностью завоевали российский рынок сигарет: на долю «большой четверки» сейчас приходится более 90%. Крупнейшего табачного дистрибьютора, группу компаний «Мегаполис» (оборот почти $14 млрд в 2013-м), создали Игорь Кесаев и Сергей Кациев. В 2013 году Philip Morris и Japan Tobacco купили 40% «Мегаполиса».
131 600 000 000 литров пива
Период с 2000 по 2008 год – золотое время для зарубежных пивных компаний в России. Иностранцы раскупили российские заводы, продажи пива выросли почти в 2 раза, до 11 млрд литров. В 2000 году на долю зарубежных компаний приходилось около половины рынка, сейчас Carlsberg (через «Балтику»), Efes, Heineken и AB InBev контролируют почти 80%. Бессменным лидером с 1996 года остается «Балтика» (основатель Таймураз Боллоев). Только последние годы стали для пивоваров трудными: из-за ужесточения госрегулирования в 2009–2014 годах рынок просел почти на 30%.
В 2000-х россияне стали завсегдатаями многих зарубежных курортов – в первую очередь Турции и Египта. На продаже туров выросли «Натали Турс», «Библио Глобус», Tez Tour, Coral Travel и ряд других компаний. Но финансовая модель туроператоров рассчитана на постоянное увеличение числа туристов, поэтому в 2014 году, когда турпоток начал падать, компании стали массово банкротиться. Не пережили прошлый год «Нева», «Солвекс-Турне», «Роза ветров Мир» и другие крупные операторы.
6 754 000 000 книг
Самый продаваемый автор России – Дарья Донцова, за 15 лет издательство «Эксмо» выпустило более 120 млн экземпляров ее книг. Среди книгоиздателей первые два места по тиражам обычно делили «Эксмо» и группа «АСТ», на третьем месте держалось «Просвещение», выпускающее учебники. В 2013 году «Эксмо» Олега Новикова купило конкурента, АСТ, но в первом полугодии 2014-го по совокупному тиражу оба издательства впервые уступили «Просвещению» (председатель совета директоров – Аркадий Ротенберг). «Эксмо» контролирует единственного крупного книжного ритейлера, «Новый книжный – Буквоед». «Топ-Книга», многолетний лидер, в кризис обанкротилась.
1 582 100 000 билетов в кино
Точный объем кинорынка узнать невозможно: некоторые кинотеатры занижают реальные продажи билетов, чтобы уменьшить сумму, которую они должны отдать кинопрокатчику. Очевидно, что объем рынка вырос в разы: в 2003 году в России работало около 600 кинозалов, теперь – 3,5 тыс. Крупнейшие сети – «Синема Парк», «Формула кино», «Каро фильм» – сейчас насчитывают по 30–35 кинотеатров. Ведущие прокатчики, которые зарабатывают в основном на зарубежных фильмах, – WDSSPR, «Централ Партнершип», «Двадцатый Век Фокс СНГ».
968 900 000 ювелирных изделий
Данные Пробирной палаты по рынку ювелирных изделий нельзя считать точными: по разным оценкам, от 25 до 75% рынка занимают подпольные производители и контрабандисты. По официальной статистике, в 2013 году было продано почти в 5 раз больше ювелирных изделий, чем в 2000-м. На производстве и продаже ювелирных украшений выросли «Адамас», Алмаз-Холдинг, Московский ювелирный завод и другие компании. Один из лидеров, ювелирная компания «Алтын», фактически перестала существовать после того, как ее топ-менеджеров обвинили в контрабанде.