Карта путешественников: как стартап помогает менять валюту без комиссии
Решить эту проблему взялась компания Revolut, британский стартап с российскими корнями, который за полгода существования привлек более 100 тыс. пользователей и $4,8 млн инвестиций. «Каждый раз, когда вы едете за рубеж и платите своей банковской картой, вы теряете деньги — примерно €30–40 в зависимости от банка на каждые €500. Мы предлагаем эти €30–40 сэкономить», — рассказал РБК гендиректор Revolut Николай Сторонский.
Компания выпустила карту с тремя счетами — в фунтах стерлингов, евро и долларах. Если операция по карте идет в одной из трех валют, средства списываются с соответствующего счета. А если денег в этой валюте на счету не хватает, конвертация происходит по межбанковскому курсу на момент операции, который выгоднее курса платежных систем или розничного банка. По межбанковскому курсу происходит обмен остальных валют, в том числе рублей. Чтобы получить такую карту, нужно установить мобильное приложение Revolut и оформить доставку. Платить ни за что не нужно, а пополнять карту можно с дебетовой карты или банковского счета. Пользователи управляют деньгами из мобильного приложения. Через Revolut можно также отправить деньги не только пользователям карт компании, но и на другие счета.
Сторонский придумал Revolut, когда искал варианты самореализации за пределами традиционной банковской сферы. В 2006 году он, на тот момент студент Российской экономической школы и Московского физико-технического института (МФТИ), приехал в Лондон на стажировку в компанию Lehman Brothers, от которой затем получил предложение о работе.
Кризис 2008 года и банкротство Lehman Brothers не разрушили его карьеру — команду, в которой работал Сторонский, перекупил банк Сredit Suisse. Но в какой-то момент Николай решил, что его карьера трейдера уже состоялась, а перспектив для банковской индустрии в целом он не видит. И Сторонский решил, что нужно делать собственный стартап.
Стартап для трейдера
В 2013 году трейдер уволился из Сredit Suisse и начал проверять жизнеспособность своих бизнес-идей. Думал о краткосрочном кредитовании с прицелом на Россию, но быстро понял, что заемщики могут и не вернуть деньги, потому что инструментов заставить их отдать средства нет. Остановился на второй идее — мультивалютной карте.
Банки и другие партнеры в эту идею поверили далеко не сразу: до того как Revolut заинтересовался первый банк, Сторонский получил около 15 отказов. За ним на тот момент не было ни продукта, ни команды. Заключение контрактов с банками, процессингами, фабрикой, которая производит карты, — все это заняло полгода.
Прототип карты помог сделать будущий технический директор Revolut, коллега Сторонского по Сredit Suisse Влад Яценко. Правда, тонкости инфраструктуры — работы с банками и платежными системами — стартаперы не знали. «Дошло до того, что мы наняли консультанта, который входит в топ-10 консультантов в мире по банковской и карточной инфраструктуре, — Дэвида Паркера», — рассказывает гендиректор Revolut.
Весной 2014 года он позвонил Паркеру и объяснил идею, а тот ответил, что это невозможно, и положил трубку. Но чуть позже Сторонский набрал Паркера снова и попросил приехать в офис, чтобы рассказать, как все работает. Через несколько дней после его визита они придумали техническое решение и объяснили его консультанту: «Он сказал, что это может сработать. И сработало».
Финальный прототип карты был готов в начале 2015-го. Окончательно в Revolut партнеры и инвесторы поверили только тогда, когда увидели рост пользовательской базы. При этом на маркетинг компания не тратила — Revolut использовала сарафанное радио. Тем более что других вариантов не было: по словам Сторонского, стартап не мог позволить себе тратить на привлечение клиента £200–300, которые в среднем тратят британские банки. Все, что было у компании на тот момент, — деньги бывшего трейдера, около £300 тыс., которые он вложил в проект.
В окончательном виде Revolut представляет собой пластиковую карту платежной системы MasterСard с тремя валютными счетами, которая управляется через мобильное приложение. Компания предлагает бесплатное обслуживание и не берет с клиентов комиссию с транзакций. Со времени запуска проекта в июле 2015 года до начала февраля 2016-го в приложении Revolut зарегистрировались и сделали хотя бы одну транзакцию 107 тыс. человек.
В июле компания получила и первые инвестиции британских фондов Seedcamp и Balderton Capital. В начале февраля 2016 года был второй раунд инвестиций: от тех же Seedcamp и Balderton Capital плюс британских Index Ventures, Venrex Investment Management и немецкого фонда Point Nine Capital. По последнему раунду стоимость Revolut составила $40 млн, всего к настоящему моменту инвесторы вложили в стартап $4,8 млн.
«Seedcamp поддерживает амбициозных предпринимателей, и Revolut строится как раз очень мотивированной и страстной командой основателей, которые используют технологии для решения очевидной проблемы и при этом предлагают низкую стоимость обслуживания для клиентов», — рассказала РБК партнер-основатель Seedcamp Решма Сохони.
«Горячие» финтех-стартапы
В Великобритании и Ирландии, по оценке компании Accenture, находится 2/5 всех финансово-технологических (финтех) стартапов мира. Business Insider на основе опроса венчурных инвесторов составил список самых успешных британских стартапов, работающих с финансами.
Funding Circle
Инвестиции — $272,3 млн
Сервис равноправного кредитования (peer-to-peer): малый бизнес может получить микрокредиты без участия банков, взяв денег из «копилки», собранной пользователями. За время существования, с 2010 года, через эту платформу прошли кредиты на $1 млрд.
WorldRemit
Инвестиции — $147 млн
Позволяет сэкономить на международных переводах, но сфокусирован в первую очередь на развивающихся рынках. Его основал в 2009 году выходец из Сомали Исмаил Ахмед, который заметил, что в Африке и Азии люди быстро принимают мобильный банкинг.
TransferWise
Инвестиции — $90,4 млн
Стартап, основанный двумя эстонцами Тааветом Хинрикусом и Кристо Каарманном в 2011 году, стал одним из немногих британских стартапов с оценкой выше $1 млрд. TransferWise позволяет сэкономить на передаче денег за рубеж.
Zopa
Инвестиции — $55 млн
Компания первой запустила peer-to-peer кредитование в онлайне, еще в 2005 году. В 2015 году Zopa взяла планку в $1 млрд по объему кредитов, но инвестировали в этот стартап пока меньше, чем в Funding Circle.
Blockchain
Инвестиции — $30 млн
Самый известный в мире кошелек для виртуальной валюты Bitcoin — им пользуются около 4 млн человек в мире. В числе инвесторов стартапа — знаменитый британский миллиардер Ричард Брэнсон.
Как зарабатывать?
Но если Revolut не зарабатывает на обслуживании карт и комиссионных сборах, в чем ее выгода и как она рассчитывает получить прибыль? Изначально Сторонский хотел ввести фримиум-модель — брать комиссию при перечислении суммы сверх определенной отметки. Но в итоге основатели компании решили не зарабатывать на пользователях.
Revolut получает комиссию от MasterCard — 0,6–0,7% с каждой транзакции в среднем: с момента запуска это принесло стартапу «несколько сотен тысяч евро», говорит представитель Revolut. Около 100 тыс. клиентов компании обеспечивают примерно 10 тыс. транзакций в день, ее средний объем зависит от типа транзакции: обмен валюты — в среднем около €2 тыс., перевод — €250, карточная транзакция — €70.
Стартап также рассчитывает получить еще один весомый источник заработка в виде интернет-магазинов, которые сами обратились к Revolut. Им приходится платить около 9% при каждой транзакции из-за рубежа — нужно обеспечить защиту от мошенничества, заплатить платежным системам, обеспечить эквайринг. К тому же деньги от покупателей приходят на их счет не сразу, а примерно через неделю.
Revolut собирается брать с онлайн-магазинов 1 вместо 9%, а также обеспечивать моментальное перечисление денег на счет и предоставить магазинам доступ к своей пользовательской базе. У пользователя в приложении будет отдельный экран Best Offers, который будет показывать предложения для каждого пользователя в зависимости от истории его транзакций. Правда, пока магазинов в числе партнеров Revolut нет: запустить этот b2b-продукт компания собирается летом, когда наберется больше пользователей. Сторонский считает, что 100 тыс. недостаточно — для успешных переговоров с интернет-магазинами нужно минимум 500 тыс., уверен он.
Европа, далее везде
В ближайшее время Revolut намерена фокусироваться на Европе: сейчас около 80% пользователей пришли из европейских стран, в том числе 60% — из Великобритании. Экспансия в другие регионы — пока только желаемое будущее. «Мы хотим построить global money app, которое заменило бы все платежные системы, чтобы люди могли делать с деньгами все, что хотят», — строит планы Сторонский.
По данным компании, в России Revolut пользуются около 6 тыс. человек. Росту числа российских пользователей мешает несколько факторов: часть банков находится под европейскими и американскими санкциями, кроме того, в ряде случаев возникают проблемы с пополнением карты Revolut. В Великобритании стартап работает только с дебетовыми картами, а дебетовые карты некоторых российских банков иностранными платежными системами воспринимаются как кредитные. Поэтому неожиданно для себя Revolut столкнулась с ситуацией, в которой за пополнение с российских карт сервису приходилось доплачивать около 2% из своего кармана. И еще около 0,3% — при снятии в банкоматах. В итоге российские пользователи могут пополнить свои счета только через банковский счет.
Но Сторонский считает Россию важным рынком, особенно из-за нынешних скачков курса рубля. «В России огромный запрос. Даже если бы мы брали 0,5–1% комиссии, интерес был бы силен», — рассуждает он. В феврале Revolut открыла офис в Москве — в первую очередь для найма разработчиков.
Сторонский считает, что у Лондона есть весомые плюсы для ведения бизнеса — здесь легче получить инвестиции и пользователи привыкли к банковским мобильным приложениям. Но он так и не смог найти хороших программистов в Британии, а русские программисты, уверен бывший трейдер, одни из самых сильных в мире.
В России легче нанимать людей еще и потому, что в Британии сотрудник должен уведомить работодателя об уходе за три месяца, говорит Сторонский. Наконец, он уверен, что в Лондоне «люди меньше, чем в России, готовы работать в стартапах и вкалывать». Сейчас из 24 сотрудников Revolut трое — выходцы из России.