10 главных трендов года глазами сотрудников журнала РБК
За год мы выпустили десять номеров журнала, написав для них почти 300 статей — от небольших зарисовок о стартап-предпринимателях и прорывных технологиях до крупных полотен с расследованиями и жизнеописаниями состоявшихся бизнесменов в новых амплуа. За год мы выпустили пять рейтингов и ренкингов, героями которых стали десятки предпринимателей и сотни компаний, все они в большей или меньшей степени те самые новые герои бизнеса, о которых и пишет наш журнал.
Когда мы решились на подведение итогов года, то поняли, что самый правильный способ это сделать — обратиться к собственным текстам. Во всех выпусках журнала РБК нам удалось найти минимум одну тему, которая «бомбила» в 2017-м и вряд ли пропадет с радаров в 2018-м.
Пока редакторы, фото- и дизайнерская служба бились над обложками, которые вы в течение года наблюдали на прилавках магазинов и с экранов планшетов, в недрах редакции каждый раз рождались собственные варианты — наша корреспондентка Елизавета Архангельская каждый месяц создавала на листе А4 альтернативный и не вполне серьезный вариант. Для подведения итогов года мы забрали с ее рабочего стола полный комплект обложек и сделали из них иллюстрации для трендов года.
Беспилотные автомобили, дроны-доставщики, 3D-промышленность, искусственный интеллект, виртуальная (VR), дополненная (AR) и смешанная (MR) реальность, новая медицина и «умные» дома — вот семь индустрий будущего, которые наша редакция определила в самые перспективные в конце 2016-го. Ожидания скорее не оправдались: ни одна из технологий пока не добралась до массового пользователя — большинство зависли где-то на стадии лабораторных опытов, пилотных проектов или пока неудачных рыночных воплощений.
Правда, совсем в «молоко» наши прогнозы тоже не пришлись: американский производитель дронов Zipline (герои январского номера) продолжает расширять географию доставки лекарств в странах Африки, робот-диагност Xiaoyi от китайского разработчика iFlytek первым в истории сдал полноценный экзамен на право обладать докторской лицензией КНР, а компания Desktop Metal, основанная профессорами MIT, начала поставки портативных систем 3D-печати по металлу с прицелом на промышленных клиентов.
Несмотря на отсутствие мощных прорывов, круг претендентов в next big thing остается примерно прежним. Просто их перспективы теперь оцениваются более рационально.
Мартовский номер был посвящен потреблению — мы тогда запустили регулярный «Индекс благосостояния» крупнейших российских городов. Однако центральным текстом номера стало расследование о причинах падения банка «Пересвет», в тот момент одного из крупнейших крахов отрасли: на начало 2017-го дыра в балансе достигала 100 млрд руб., акционер и президент банка Александр Швец таинственно исчез, а у руля стояла временная администрация. Но «Пересвет» не стал последним в цепи.
В 2017-м журнал РБК как никогда много занимался предпринимателями из стран бывшего Союза, переехавшими за рубеж.
За год мы написали о тех, кто перебрался на Кипр и оттуда творит свою и в некотором смысле нашу судьбу; сделали аналог 30 under 30, составив список «20 молодых и перспективных» — людей младше 35 лет, которые изменят ближайшее наше будущее; сделали тексты про выпускника МАИ, который стал визионером Google, и про экс-сотрудников той же корпорации, которые сейчас развивают операционную систему для интернета вещей (IoT).
Но главный текст о бизнес-эмиграции вышел в апреле: на обложке — Николай Давыдов. Именно он стал олицетворением нового поколения предпринимателей-«мечтателей».
Центром номера были российские технологии, но настоящий прорыв совершили вовсе не ИТ-герои того выпуска. 2017-й принес новый рекорд российскому кинопрокату — самым кассовым фильмом в истории стала сказка «Последний богатырь» совместного производства американской корпорации Disney и российской студии Yellow, Black and White (YBW), как раз героев нашего №5. Производство «Последнего богатыря» с учетом написания сценария YBW заняло три года.
Фильм с бокс-офисом 1,7 млрд руб. (на момент сдачи номера в печать) опередил по сборам не только главные патриотические блокбастеры последних лет «Викинг» и «Сталинград», но и конкурента от Marvel — кинокомикс «Тор: Рагнарек».
Впрочем, участие в создании кассового чемпиона не единственный успех YBW в 2017-м. В прокат вышли еще три фильма от студии, для канала СТС компания сняла несколько хитовых сериалов, а в октябре YBW запустила онлайн-платформу Start, которую мечтает превратить в «русский Netflix». Все эти проекты YBW реализовывала как независимая студия. Но в конце года владельцы компании — Эдуард Илоян, Виталий Шляппо, Денис Жалинский и Алексей Троцюк — заключили альянс с крупнейшим игроком рынка развлекательного ТВ «Газпром-Медиа Холдингом» (ГПМХ): с 2018-го они будут управлять новым каналом «Супер». Развитие эфирной «кнопки» — давняя мечта команды YBW, ради которой она пошла даже на разрыв отношений с прежде основным партнером «СТС Медиа». Интригой 2018-го остается юридический статус компании — сохранит ли YBW независимость или будет поглощена одним из «больших» братьев.
Дудь, один из представителей нашего проекта «20 молодых и перспективных», завел видеоблог в феврале 2017-го — хотел «отточить скилы в интервью не о спорте». Но вскоре аудитория окрестила его главным интервьюером страны — кнопку «подписаться» нажали 2 млн человек.
В 2017-м благодаря YouTube в лексикон россиян помимо Дудя прочно вошли еще несколько имен — Николай Соболев, Сергей Дружко, «Немагия» и др. Участие в «Пусть говорят!» с рассказавшей об изнасиловании Дианой Шурыгиной сделало Соболева самым быстрорастущим блогером планеты. Имя экс-ведущего программы ТНТ «Необъяснимо, но факт» Дружко гремело несколько месяцев: первый ролик Druzhko Show за неделю посмотрели более 7 млн человек. А критическое видео о Тинькофф банке дуэта «Немагия» вынудило Олега Тинькова пойти в суд. 2017-й показал: для массовой аудитории звездами становятся селф-мейд персонажи, а не «переехавшие» из телевизора в YouTube герои.
Рекордные 1513 раз прослушал хит группы «Грибы» «Тает лед» один из пользователей «Яндекс.Музыка» в 2017‑м. Потраченные на один трек 88 часов жизни — лучшая иллюстрация помешательства, вызванного украинскими рэперами. Хайп вокруг «Грибов» ожидаемо спал к концу года — группа даже отменила два прощальных концерта в Москве.
Детище продюсера Юрия Бардаша не единственный представитель рэпа, покоривший сердца народных масс в 2017-м. В начале декабря два подряд аншлаговых концерта в «Олимпийском» дали патриот, друг Рамзана Кадырова и успешный предприниматель Тимур Юнусов (Тимати; его бизнес журнал РБК также изучил в летнем номере) и космополит, циник и латентный оппозиционер Мирон Федоров (Oxxxymiron).
Рэп победил всех и в интернете: баттл Oxxxymiron с Гнойным на площадке Versus к концу 2017-го посмотрели почти 29 млн пользователей. Популярность конвертируется в славу и деньги — и вот уже вчерашний адепт андеграунда Гнойный заседает в жюри поп-конкурса в эфире канала СТС.
В 2017-м биохакинг стал бытовой реальностью. К концу года несколько компаний предложили вживить NFC-чипы сотрудникам, а люди по всему миру все чаще стали задумываться об «улучшении» тела. Эта популярность апгрейда — следствие развивающегося интернета вещей (IoT) и мира, в котором к Глобальной сети подключен даже чайник: в 2017-м число так называемых use cases, то есть сценариев использования «умных» вещей, для конечных пользователей выросло в разы.
Энтузиасты биохакинга вышли из тени. Амаль Граафстра несколько лет продает чипы и наборы для самостоятельного вживления.
Впрочем, в 2017-м набирали обороты и полумеры — ноотропы и биодобавки, которые «прокачивают» организм человека. Они оказались крайне популярны у энтузиастов, которые скептически относятся к идее физической трансформации тела. Несмотря на претензии медиков, препараты успешно продаются.
Безусловно, идеи трансгуманизма «выстрелили» не случайно: развитие технологий и популярность инструментов для «улучшения» тела большинство экспертов считают путем к бессмертию или на худой конец к существенному увеличению продолжительности жизни в обозримом будущем.
Рейтинг РБК 500 — отражение текущих реалий бизнеса в России. В топе списка в очередной раз — гиганты из нефтегазовой и металлургической отраслей. Если в США бизнес-элита обсуждала успех IPO мессенджера Snapchat, то в России говорили про IPO En+ на $1,5 млрд и SPO «Полюса» на $800 млн.
Даже новичками в списках миллиардеров из России в 2017-м стали не ИТ-кумиры, а Денис Шенгелов, основатель снековой империи «КДВ Групп», и Виталий Орлов, владелец рыбного «Норебо холдинга». А создатель мессенджера Telegram Павел Дуров весь год боролся с российскими чиновниками.
К концу 2017-го слово «биткоин» в «Яндексе» пользователи запрашивали более 2 млн раз в месяц — годом раньше показатель едва превышал 300 тыс. Криптовалюты — пожалуй, главное явление 2017-го.
Споры вокруг будущего биткоина не утихали весь год. Параллельно с ажиотажем в 2017 году «бомбила» валюта номер два — ethereum, созданная канадцем российского происхождения Виталиком Бутериным. Благодаря «эфиру» на мир опустилась крипточума ICO — первичное размещение токенов. Если в 2016-м, по подсчетам журнала РБК, проекты с помощью ICO собрали криптовалюты на $103 млн, то осенью 2017-го сумма выросла до $3,2 млрд.
ICO стало для стартапов альтернативным способом привлекать инвестиции, а эксперты за год так и не решили: угрожает ли это явление миру. Над вопросом, что лопнет раньше — биткоин или ICO, бьются экономисты, инвесторы, финансисты, бизнесмены. Тем временем курс BTC продолжал рост на ожидании выхода на биржи фьючерсов на биткоин, но для сферы ICO тревожный сигнал уже прозвучал: против одного из самых громких блокчейн-проектов года Tezos (собрали на ICO $232 млн) подано два коллективных иска — основателей подозревают в нарушении законодательства США о ценных бумагах и в мошенничестве при продаже токенов.
Избрание Дональда Трампа в конце 2016-го свело с ума застывший на пороге новой холодной войны мир. «Охота на ведьм», затеянная в США из-за подозрений о вмешательстве «русских» в выборы, вывела на свет не только хакеров, взламывавших серверы демократов, но и интернет-троллей.
Журнал РБК первым из СМИ получил доступ к документам «Фабрики троллей», выросшей в Петербурге. Оказалось, что кампания, якобы обеспечившая победу Трампа, обошлась менее чем в $2,5 млн. Денег хватило на создание примерно 100 сотрудниками более 150 сообществ и 600 аккаунтов в соцсетях. Масштабы впечатляющие, но вряд ли способные повлиять на итог выборов в стране с населением 323 млн человек.
Логика, впрочем, в 2017-м не работает. Трампа и Россию демонизируют еще вчера взвешенные медиа: «Лабораторию Касперского» выживают с рынка США из-за КГБ-бэкграунда основателя компании, а инвестора Юрия Мильнера записывают в агенты Кремля из-за денег, одолженных его партнером Алишером Усмановым у «дочки» «Газпрома».
Но и недооценивать активность России на невидимых фронтах не стоит. Предположительно стоящие за «Фабрикой троллей» структуры Евгения Пригожина не менее предположительно связаны с финансированием «частной военной компании Вагнера». Кураторство виртуальных и реальных наемников, ведущих квазивойны из единого центра, — что может быть более ярким символом года?