Новая реальность малого бизнеса: как предприниматели видят себя в ней
Эксперты выяснили, как обстоят дела у малого и среднего бизнеса в России, что владельцы предприятий думают об импортозамещении, как оценивают перспективы и почему боятся взаимодействовать с государством
Сколько малых и средних предприятий в России
По данным Федеральной налоговой службы, к началу 2022 года в России было зарегистрировано почти 5,9 млн субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Более 60% из них — индивидуальные предприниматели, на долю юридических лиц приходится чуть меньше 40%. Самозанятые в статистике не учитываются. При этом 96% всех субъектов МСП — это микропредприятия. К ним специалисты ФНС относят ИП и юрлица, в которых работает не более 15 человек.
Общее количество занятых в МСП работников налоговая служба оценила в 14,66 млн, и это сходится с данными недавно опубликованного доклада «Малое и среднее предпринимательство» команды «Национальных приоритетов России» (с полной версией доклада можно ознакомиться здесь). Авторы подчеркивают, что это не просто огромное количество людей, а 35% всех занятых в экономике страны сотрудников, которые создают 37% общего денежного оборота России. Большая часть из них трудоустроена в юридических лицах — почти 12,2 млн, на индивидуальных предпринимателей работает чуть больше 2,5 млн специалистов.
В чем предприниматели видят свою роль и что о них думает общество
Аналитики «Национальных приоритетов» пошли дальше, и решили выяснить, как к малому и среднему бизнесу относится общество (Данные — NAFI Research Center, июнь 2022. Выборка — 571 представитель МСП со всей России). К сожалению, треть респондентов (37%) рассказали о негативном отношении, треть (31%) говорят, что отношение к ним позитивное, еще треть (32%) сообщают о нейтральном отношении. При этом половина людей из той же выборки говорят, что за последние годы восприятие обществом малого и среднего бизнеса улучшилось, а об ухудшении заявила лишь четверть интервьюируемых.
Более того, на вопрос «Хотели бы вы или не хотели бы, чтобы ваши дети стали предпринимателями?» утвердительно ответили 77% участников. Авторы доклада говорят, что все это явно указывает на положительную динамику в качестве восприятия МСП. Ассоциации с тем, что было в 1990-е годы, уходят.
Социологи задали важный вопрос и самим представителям МСП — в чем они видят свою роль? Выбирать можно было несколько ответов, которые до этого дали 30 интервьюируемых для доклада экспертов по МСП. Лидирующим (59%) оказался тот, который отсылает к производству товаров и услуг, повышающих качество жизни людей. Почти половина предпринимателей указали, что они выступают в роли источника развития новых идей, технологий и продуктов, а роль создателя новых рабочих мест оказалась на третьем месте с 47%. Более четверти опрошенных считают, что одна из ключевых ролей МСП — быть пространством для самореализации людей. В текущих экономических условиях особенно интересно, что треть респондентов видят свою роль в том, чтобы заменять импортные продукты и восстанавливать разрушенные товарные цепочки.
Ситуацию с санкциями более 80% предпринимателей воспринимают не как временное явление, а как новые условия для работы. С одной стороны, они понимают, что это серьезная угроза для бизнеса (так считают 58% опрошенных), с другой — готовы развивать бизнес в России (31%). Однако на необходимость работать не только на домашнем рынке, но и на зарубежных указали 52% предпринимателей.
Чем занимаются предприниматели и как оценивают свои перспективы
По оценке ФНС, в начале августа 2022 года деятельность почти трети МСП страны связана с грузовым транспортом (14%) и строительством (14%). В пятерку лидирующих сфер также входят торговля через интернет (13%), розничная торговля (11%) и управление недвижимым имуществом (11%). Еще по 8% предпринимателей выбирают управление нежилым недвижимым имуществом и занимаются ресторанами или доставкой продуктов питания. По 7% приходится на оптовую торговлю, салоны красоты и розничную торговлю в неспециализированных магазинах. Однако важно понимать, что это срез по ОКВЭД — общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. Их предприниматель должен указать при регистрации в налоговой службе, но обязательство заниматься именно указанным типом бизнеса при этом не возникает.
Выводы доклада команды «Национальных приоритетов» о том, в каких сферах предприниматели видят наибольшую перспективу развития в 2022 году, частично сходятся с этими данными, но есть и значительные отличия. Торговля, а также транспорт и логистика входят лишь во вторую половину шестерки наиболее популярных ответов — на них указали 32% и 29% опрошенных соответственно. На первом и втором местах оказались сельское хозяйство (44%) и производство продуктов питания (43%), а на третье попала IT-сфера (38%). Кроме того, 29% опрошенных делают ставку на бизнес, связанный с фармацевтикой.
Есть все основания полагать, что такой выбор сфер тесно связан с открывшимися в 2022 году новыми возможностями для импортозамещения. Однако российские предприниматели оценивают его перспективы аккуратно и отмечают, что далеко не везде оно возможно. Наибольший оптимизм опрошенные связывают с продовольственными и непродовольственными товарами народного потребления, IT и программным обеспечением, АПК и сельским хозяйством, строительными материалами, а также туризмом и индустрией гостеприимства в целом. Сомнения и пессимизм у них вызывает станкостроение, нефтедобыча, тяжелая промышленность, автомобильная промышленность и все, что связано с высокими технологиями, включая электронику и медицинское оборудование. Все это без связей с другими странами заменить одними лишь собственными силами будет сложно.
По поводу же сроков, за которые проекты по импортозамещению можно реализовать, мнения отдельных предпринимателей расходятся. Кто-то говорит о необходимых 1–1,5 годах для старта и 2–3 годах для выхода на уровень стабильного рабочего процесса, кто-то оценивает их в 5–10 лет для наиболее сложных проектов, но в целом все понимают, что без больших инвестиций и серьезного планирования на уровне государства не обойтись.
Поддержка от государства нужна, но получать ее сложно
Говоря о государственной поддержке бизнеса, эксперты доклада об МСП в России указывают на то, что предпринимателям сложно разобраться в том, как работают оказываемые меры. Часто они лишены механизма реализации и имеют ряд ограничений, которые затрудняют компаниям доступ к ним. Значительные риски предприниматели видят в параллельном импорте и барьерах, связанных с патентной защитой продуктов, которые, собственно, и нужно замещать.
Среди имеющихся мер поддержки наиболее полезной помощью от государства представители МСП считают снижение налоговой нагрузки (44%), кредитные каникулы (35%), льготное кредитование (32%), гранты молодым предпринимателям (25%) и снижение административной нагрузки (25%).
Но главная проблема в том, что 37% респондентов из числа представителей МСП никогда не пользовалась ни одной мерой господдержки. Эксперты доклада говорят, что бизнес хорошо знает, что они есть, но не разбирается в содержании программ и механизмах работы. Кроме того, предпринимателям не хватает простоты и комфорта в ситуации, когда они все же решили воспользоваться помощью. Есть трудности, связанные и с широтой мер поддержки, их недостаточной дифференциации на региональном уровне, по отраслям и видам деятельности.
Конечно же, ситуацию усугубляет и недоверие бизнесменов к государственным структурам: люди опасаются, что за поддержку сейчас в будущем придется отдавать что-то другое в многократном размере. Отдельные эксперты отмечают, что им не хватает информации, а постановления властей сформулированы так, что сложно разобраться в том, как их реализовать. Есть жалобы на бюрократию и на то, что маленьким компаниям получить помощь особенно сложно из-за множества условий и ограничений.
Впрочем, назревшая еще во время пандемии серьезная потребность в качественных мерах господдержки бизнеса в 2022 году только усилилась. Предпринимателям и государству обязательно нужно вести диалог и учиться действовать слаженно и эффективно. Иначе никакого опережающего развития не получится, и страна столкнется с риском надолго остаться в списке стран «догоняющего» развития или даже откатиться до уровня «отстающих».