Эксперты подсчитали издержки России от новых экологических правил ЕС
Российские экспортеры получили возможность оценить свои предстоящие издержки в связи с подготовленным в Евросоюзе законопроектом о трансграничном углеродном урегулировании (ТУР) — за десять лет с 2026 по 2035 год они могут составить от $13 млрд до $18 млрд, подсчитали специалисты «Сбера» по ESG и «зеленой» экономике. Эксперты впервые в России составили прогнозные расчеты для нескольких сценариев развития событий и оценили как сами издержки, так и возможный эффект на стоимость товаров, подпадающих под ТУР.
Регламент ТУР является одним из 12 документов большого пакета ЕС Fit for 55, разработанного с целью сокращения выбросов на 55% к 2030 году по отношению к значениям 1990 года. Одной из основных целей введения ТУР является предотвращение миграции высокоуглеродных производств в третьи страны (carbon leakage), которая в период энергетического кризиса 2022 года неизбежна в связи с ростом цен на электроэнергию в ЕС, ростом стоимости квот на выбросы СО2-эквивалента в системе торговли квотами на выбросы парниковых газов в ЕС (EU ETS), а также поэтапной отменой бесплатных квот. На сегодняшний день многие отрасли европейской промышленности получают бесплатно свыше 80% квот. Снижение этого показателя будет сопровождаться увеличением тарифного бремени на чужую, импортируемую продукцию, в том числе российскую, а также ростом операционных затрат на производство собственной продукции.
Подходы Совета ЕС, Еврокомиссии и Европарламента к регламентам ТУР отличаются. Совет и Европарламент основываются на умеренных цифрах, тогда как позиция парламентариев жестче: аналитики «Сбера» оценили все три сценария. Кроме того, эксперты учли введенные Евросоюзом антироссийские санкции и снижение базы для платежей по ТУР, а стало быть снижение негативного эффекта для экономики России и для экспортеров, которые вынуждено переориентируют экспортные поставки в сторону других стран.
Сравнительный анализ выплат в рамках ТУР, произведенный в 2021 году, и анализ 2022 года, произведенный после принятия санкций, показывает, что совокупный экспорт позиций, подпадающих под ТУР, за период 2026–2035 годов сократится на 15%. Цифры по отраслям выглядят следующим образом:
- экспорт алюминия снизится всего на 5%;
- стали — на 35–40%;
- продукции химпрома и удобрений — до 30%;
- электроэнергии — полностью;
- продукции нефтегазохимии — до 20%;
- цемента — полностью.
Итоговые издержки российских импортеров в ЕС после запуска ТУР к 2026 году выглядят следующим образом:
- В результате санкций ЕС и снижения облагаемой базы издержки снизятся с первоначально возможных $17 млрд до $14,7 млрд. При этом по-прежнему большая часть платежей в рамках ТУР будет относиться к сталелитейной и алюминиевой промышленности — $6 млрд и $5,6 млрд соответственно.
- Если будет одобрена умеренная версия ТУР от Совета ЕС, издержки снизятся еще больше — до $13 млрд.
- При одобрении ТУР с параметрами от Европарламента издержки вырастут до $17,7 млрд. Из них 12% (около $2,1 млрд) придется на продукцию нефтехимии, которую парламентарии намерены дополнительно включить в перечень.
Чтобы достичь соглашения по конфигурации финального регламента ТУР, 12 декабря состоялась встреча европейской триады — Совета ЕС, Еврокомиссии и Европарламента. Однако, как и ожидалось, финальный регламент принят не был. При этом был достигнут ряд договоренностей:
- О периметре товаров, подлежащих ТУР: сталь, алюминий, удобрения и неорганическая химия, электроэнергия, цемент и водород. Таким образом, эксперты «Сбера» отмечают, что страны ЕС не пошли по самому «жесткому» варианту Европарламента, который также включал в периметр регулирования ТУР продукцию нефтехимии и пластмассы.
- О дате начала переходной фазы ТУР — октябрь 2023 года. Ключевыми задачами этого этапа является начало предоставления экспортерами отчетности по углеродоемкости поставляемой в ЕС продукции и сбор данных. Переходная фаза не предполагает осуществление поставщиками платежей в рамках ТУР. При этом сроки начала монетизации ТУР остаются не определены. Ранее предполагалось, что начало платежей в рамках ТУР будет отнесено на 2026 год (версия Еврокомиссии и Совета ЕС) или 2027 год (версия Европарламента).
Также открытыми остаются вопросы темпов сокращения предоставляемых бесплатных квот и методологии включения косвенных выбросов в показатель углеродоемкости поставляемой продукции.
После достижения договоренностей по открытым вопросам финальный регламент ТУР должен пройти формальную процедуру верификации со стороны послов стран-членов ЕС, Совета ЕС, Еврокомиссии и Европарламента.
Учитывая вышесказанное, а также принимая во внимание, что скоро в ЕС начинаются рождественские праздники, ожидать принятия финального регламента ТУР в 2022 году не приходится, подчеркивают аналитики «Сбера».