Глава РСХБ Борис Листов: «АПК вышел на новый уровень развития»
АПК — перспективная сфера для инвестиций. Несмотря на санкции, агробизнес растет, а РСХБ запускает новые проекты. В «Новой экономике» обсуждаем прибыльные направления сельского хозяйства и новое качество жизни в сельской местности.
— Сегодня, 13 июня, Россельхозбанку исполняется 23 года. Как бы вы оценили работу банка за эти годы и его вклад в развитие отрасли?
— Лучшая оценка нашей работы — это то, что российские покупатели все чаще выбирают продукты отечественного производства. В этом есть и наша заслуга как опорного банка АПК. За все время работы Россельхозбанк профинансировал отрасль на 14 трлн руб., оказав кредитную поддержку 5,5 тыс. инвестпроектов. Каждый второй килограмм свинины и говядины, каждый второй литр молока в России произведены при нашей финансовой поддержке.
Мы гордимся тем, что вместе с государством стали драйверами отрасли, которая еще 15–20 лет назад находилась не в лучшей форме. Но сегодня это флагман российской экономики, о чем нередко говорит президент России Владимир Путин. В 2022 году был собран рекордный урожай, а рост сельхозпроизводства превысил 10%.
— Получится ли впредь ставить подобные рекорды?
— Дело не в самих рекордах, а в том, что отрасль вышла на новый уровень развития. Это большая совместная работа. Аграрный бизнес демонстрирует высокую эффективность, туда приходят все больше молодых, талантливых управленцев, ученых, IT-специалистов, внедряются передовые технологии, привлекаются инвестиции.
Одновременно государство оказывает беспрецедентную помощь, каждый год запускает новые и донастраивает действующие меры поддержки АПК. Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев недавно в интервью РБК говорил о том, что эта отрасль одна из самых результативных по соотношению госинвестиций на рубль получаемого эффекта.
Со своей стороны Россельхозбанк каждый год наращивает кредитование. Приведу несколько цифр. В прошлом году банк направил в АПК рекордный объем средств — более 1,7 трлн руб. По сравнению с 2021 годом нарастили выдачу льготных кредитов на 21%. А финансирование сезонно-полевых работ выросло на четверть — до 762 млрд руб. Таким образом мы внесли свой вклад в рекордный сбор урожая. Вообще РСХБ — лидер на этом рынке. Наша доля — 70%. А в ряде регионов мы являемся единственным кредитором посевных и уборочных работ.
Еще одна важная задача — поддержка экспорта продукции АПК. В 2022 году РСХБ нарастил объем финансирования в полтора раза — до 700 млрд руб. Как результат — на зарубежные рынки поставляются миллионы тонн продовольствия, что существенно закрывает потребности нуждающихся стран. Каждая пятая экспортная партия пшеницы в мире — российского происхождения. Причем спрос увеличивается не только на сырье, но и на наши продовольственные бренды. Общий объем аграрного экспорта вырос за год на 12%.
— Говоря о внешнеэкономической деятельности, как вы оцениваете перспективы переподключения Россельхозбанка к SWIFT?
— Подключение банка к SWIFT является одним из условий стабильных расчетов с российскими экспортерами сельскохозяйственной продукции. Решаем этот вопрос в том числе в рамках специальной рабочей группы при ООН по реализации зерновой сделки. Здесь есть обоюдный интерес России, западных стран и государств, которые покупают наше продовольствие и минеральные удобрения.
— Как в целом санкции повлияли на работу банка?
— Россельхозбанк ориентирован на внутренний бизнес, на сельское хозяйство. Все наши ресурсы и вся наша активность сосредоточены внутри страны. Поэтому влияние санкций на нас, очевидно, минимально.
— Как работа с аграрной отраслью сказывается на финансовой устойчивости вас как кредитной организации?
— Все последние годы финансовая дисциплина в отрасли растет. Как и рентабельность бизнеса, которая по итогам прошлого года составила 21%. Это с господдержкой, а без нее — почти 18%.
Общий кредитный портфель группы РСХБ за 2022 год увеличился на 10%, или более чем на 300 млрд руб., и превысил 3,4 трлн руб. При этом качество кредитного портфеля постоянно улучшается. На сегодняшний день уровень просроченной задолженности по банку составляет менее 4%.
Показываем рост чистой прибыли. За первый квартал заработали вдвое больше, чем за весь 2022 год. Почти 11 млрд руб., которые направили на развитие отрасли и улучшение условий для жизни в сельской местности.
— Банк неоднократно докапитализировался. Хватает ли государственной поддержки на кредитование отрасли?
— Государство нам действительно помогает с капиталом, ведь мы 100% государственный банк. Но эти деньги направляются в капитал банка, и банк их мультиплицирует. На сегодняшний день доля бюджетных денег в активах РСХБ составляет менее 20%. Основным источником финансирования являются средства клиентов: депозиты и остатки на счетах юридических лиц, а также вклады населения. Жители России доверили банку свои сбережения на общую сумму более 1,5 трлн руб. А мы, в свою очередь, направляем эти деньги на развитие как АПК, так и сельских территорий.
— Какие продукты и сервисы банк может предложить сельским жителям, чтобы повысить качество их жизни?
— Изначально мы специализировались на том, чтобы обеспечить жителей сел и малых городов банковскими продуктами. Однако быстро поняли, что этого недостаточно. Сегодня мы комплексно подходим к развитию сельского хозяйства, которое невозможно без прогресса на сельских территориях. Наверное, несправедливо работать на суперсовременном предприятии, где применяется искусственный интеллект, и при этом жить в ветхом жилье или в стесненных условиях.
Один из флагманских продуктов банка — сельская ипотека. С начала действия программы выдали 172 млрд руб. Благодаря этому более 80 тыс. семей смогли улучшить свои жилищные условия. Кстати, каждый третий кредит берут молодые люди. Радует, что молодежь интересуется жизнью и работой на селе.
По размеру филиальной сети мы одни из лидеров среди банков. У нас 1,5 тыс. офисов в 82 субъектах. В ряде регионов мы вообще банк первого выбора. Для удобства сельских жителей стали открывать центры деловой активности. В них можно не только решить банковские вопросы, но и получить услуги МФЦ, нотариуса, медицинскую помощь.
Вообще, уровень охвата сельских территорий нашими продуктами и услугами достиг 100%. В этом помогает цифровая экосистема «Свое», которую мы запустили в 2020 году. В ней есть ряд сервисов, в том числе для комфортной жизни на селе. Например, «Свое село» — платформа для индивидуального жилищного строительства в сельской местности: от выбора земли до озеленения территории. Или «Все свое» — такое агро-«Авито», где можно приобрести и товары, и услуги, и даже создать локальную соцсеть для общения с земляками.
«Свое» — первая в мире цифровая экосистема, созданная в интересах в целом всей аграрной сферы. Агрокомпаниям предоставляются цифровые и бизнес-сервисы для развития производства, переработки и продажи продукции. А для людей это новые возможности повысить качество своей жизни, улучшить жилищные условия, получить хорошее образование, найти достойную работу.
Сегодня пользователями экосистемы являются 3 млн человек. С учетом всего населения сельских территорий ее потенциал — рост как минимум в десять раз.
Кстати, наша экосистема получила международное признание в IT-секторе, став победителем престижного конкурса инноваций Gartner Eye on Innovation Award. Это первый проект из России, который победил в финале премии за все время ее существования.
— А что касается рынка труда в сельской местности, как вы способствуете развитию кадрового потенциала?
— В прошлом году мы запустили платформу «Я в Агро» для поиска специалистов в сельском хозяйстве и смежных отраслях: биотехнологии, экология, робототехника, IT. В базе уже более 20 тыс. вакансий.
Одновременно инвестируем в образование. РСХБ финансово поддерживает 54 агровуза, выплачивает именные стипендии студентам (по 15 тыс. руб.) и аспирантам (по 20 тыс. руб.). Банк реализует кампусные проекты, выпуская пластиковые карты, которые можно использовать одновременно как платежное средство, пропуск и читательский билет.
А еще есть проект «Школа фермера», которым мы очень гордимся. Тем, кто хочет сменить профессию и самореализоваться в АПК или усовершенствовать свои навыки, банк предлагает пройти бесплатное обучение. Теоретическая подготовка сочетается с практикой на ведущих агропредприятиях. «Школа фермера» открылась в 56 регионах и выпустила уже почти 4 тыс. фермеров.
Мы выступаем за многоукладность сельского хозяйства и поддерживаем как будущих специалистов крупных агрохолдингов, так и начинающих фермеров, только осваивающих азы самостоятельного бизнеса.
— Как РСХБ поддерживает фермеров? С каждым годом это направление деятельности становится все более востребованным.
— Российский фермер прошел большой путь за короткий период. Фермерский труд сегодня — намного более эффективный и рентабельный, чем раньше. 30 лет назад фермерской продукции вообще почти не было, ее доля в общем объеме производства составляла всего 1%. А сейчас — выше 16%. Больше половины российского урожая собирается фермерами.
Главной базовой задачей банка считаем развитие фермерства за счет доступного кредитования. Только в 2022 году Россельхозбанк предоставил малому, среднему и микробизнесу 109 млрд руб. А за первый квартал фермеры получили от банка 59,2 млрд руб., что на 58% больше, чем за тот же период прошлого года.
Кроме того, предоставляем цифровые возможности для развития. Во-первых, «Свое фермерство» — крупнейший сельскохозяйственный маркетплейс. «Магазин всего» для сельхозпроизводителя — от зерна и удобрений до сельхозтехники и даже модульных заводов. Полностью закрываем потребности аграриев.
Во-вторых, «Свое родное» — ведущий интернет-магазин фермерских продуктов. Напрямую сводим фермерское предложение и потребительский спрос. Здесь фермеры совершенно бесплатно получают выход на многомиллионную аудиторию покупателей. На виртуальных прилавках реальные продукты: ямальская оленина, карельская форель, вкуснейшие подмосковные сыры, молоко и мясо, фрукты и ягоды из различных регионов. И, в свою очередь, городские жители приобретают фермерскую продукцию напрямую, без торговых посредников и наценок, получая максимальные свежесть и качество при минимальных затратах семейного бюджета.
И в-третьих, вдохновляем фермеров зарабатывать на туристах. Ферма — готовый туристический объект, где есть условия для комфортного проживания и интересного времяпрепровождения. Хотите хорошо отдохнуть — заходите на платформу «Свое за городом», здесь сотни разнообразных туров в сельскую местность.
А еще для фермеров, производителей органической продукции, мы создали фонд «Органика», который помогает в продвижении и популяризации выпускаемых продуктов питания. Несколько недель назад мы провели в Санкт-Петербурге первый фестиваль органической продукции в рамках Невского международного экологического конгресса, в котором приняли участие более 60 производителей, а число посетителей превысило 45 тыс. человек.
— А сами вы часто покупаете фермерскую продукцию?
— Да, в основном заказываю онлайн. Молоко, сыры, мясо и другие продукты. А иногда приезжаю на фермы пообщаться с нашими клиентами. У многих очень интересные истории о том, как они пришли в бизнес.
Вот один пример. Наталья Ивановна и Владимир Николаевич Дербеневы изучили молочное дело и сыроварение на высокогорных лугах Северного Кавказа и решились создать свою ферму «Никольский сырный дворик» в Рузском районе Московской области. Рядом располагается центр социальной реабилитации «Вдохновение» для детей с особенностями в развитии. Благодаря ферме ребята контактируют с животными, обучаются азам фермерского дела, общаются со взрослыми успешными предпринимателями. Все это помогает им в буквальном смысле слова встать на ноги и обрести веру в себя.
— На этой неделе в Санкт-Петербурге стартует очередной Международный экономический форум. С какими задачами вы выходите на ПМЭФ и какие вопросы планируете обсудить с партнерами?
— Традиционно площадка форума — отличная возможность обсудить с главами регионов новые инвестпроекты и программы, направленные как на решение локальных задач, так и на развитие отрасли в целом. Особое внимание уделяем регионам ДФО как части нашей страны с особым, по возможностям и масштабам, потенциалом. И конечно, встречи с крупными сельхозпроизводителями и потенциальными инвесторами являются неотъемлемой частью таких мероприятий. Особое место уделяем также международной повестке. Видим, как на наших глазах зарождаются новые тренды в агроэкспорте: от экспорта сырья и продукции с добавленной стоимостью — к экспорту технологий и целых производств.
Кроме того, у нас в рамках ПМЭФа планируются и собственные мероприятия. Так, это сессия «Цифровой прыжок в агроиндустрии», где мы поделимся опытом применения передовых технологий. Инновации не только повышают эффективность агросектора, но и привлекают в отрасль молодежь и высококвалифицированных специалистов. Кроме того, агротех сейчас очень интересует инвесторов. И мы поддерживаем этот тренд.
Второй год встречаем участников форума на площадке «Виноград», которую организуем вместе с «Росконгрессом». Демонстрируем достижения отечественного виноделия.
Эту отрасль банк активно поддерживает: помогаем клиентам в закладке виноградников, строительстве и оснащении виноделен. Уверен, что сможем вывести отечественное производство на мировой уровень с применением самых передовых технологических решений. Наши планы — удовлетворить спрос на качественное вино как со стороны обычных потребителей, так и искушенных гурманов.
— А какой план у вас лично для себя?
— Отвечу коротко: расти вместе с банком.