На ПМЭФ-2023 обсудили необходимость цифровой маркировки продукции

Обновлено 15 октября 2023, 12:08
Александр Вильф / РИА Новости
Фото: Александр Вильф / РИА Новости

Система цифровой маркировки товаров на базе российских технологий запущена и работает в России, странах ЕАЭС и Республике Узбекистан. Система в режиме реального времени предоставляет информацию о состояниях отраслей — динамике производства и импорта, объемах запасов и продаж, цен и наценок по всей цепочке движения товаров.

По данным исследования Высшей школы экономики, валовая стоимость товарных групп, которые охватывает требование об обязательной маркировке, составляет 4,6 трлн руб., а группы, для которых в ближайшее время планируется введение обязательной маркировки, оцениваются еще в 4,4 трлн руб.

По словам директора центра экономической экспертизы ВШЭ Марата Салихова, аналитические возможности системы маркировки позволяют получить положительный экономический эффект в сотни миллиардов рублей как государству, так и бизнесу. Об этом он рассказал на сессии «Цифровая точка роста: как маркировка меняет бизнес-климат?» в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2023).

Как сообщила замминистра промышленности и торговли Екатерина Приезжева, благодаря введению системы маркировки фискальный эффект по подакцизным товарам составил порядка 143 млрд руб.

«Налоговые поступления в молочной отрасли выросли на 32%, — уточнила представитель Минпромторга. — Также успешно ведется борьба с просроченной продукцией. По сравнению с сентябрем 2022 года продажи просроченного молока снизились на 55%».

Также, по словам Приезжевой, зафиксировано снижение в три раза «просрочки» в группе лекарственных препаратов.

«Маркировка — это контроль товаров, чем мы и занимаемся, — сообщил врио руководителя Федеральной таможенной службы России (ФТС) Руслан Давыдов. — Из государственных органов мы являемся самыми активными пользователями этой системы».

По его словам, ведомством была решена самая непростая задача по отладке работы системы в режиме онлайн. ФТС в реальном времени проверяет соответствие товара и маркировки на нем, а это гигантский объем работы. Все сотрудники таможни в личном кабинете могут анализировать данные системы маркировки. К тому же это очень действенный механизм в борьбе с контрафактной продукцией. «Это огромный плюс не только для нас, но и для честного бизнеса», — подчеркнул Давыдов.

«Сначала, когда речь идет про новые товарные группы, есть опасения относительно затрат, относительно последствий для бизнеса. Потом, когда маркировка уже внедрена, мы видим статистически на данных Росстата, что по отраслям, где маркировка внедрена, там растет прибыльность», — рассказал Михаил Дубин, председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, который также является создателем проекта национальной системы цифровой маркировки).

По словам директора по корпоративным отношениям и коммуникациям «JTI Россия» Сергея Глушкова, табачная отрасль — пионер цифровой маркировки в России.

«Несмотря на рост акцизной нагрузки, доля нелегальной продукции на табачном рынке выросла незначительно, практически стабилизировалась, — сообщил топ-менеджер «JTI Россия». — Надеемся, что при внедрении комплексных мер удастся тренд роста нелегального рынка если не развернуть, то хотя бы остановить».

Маркировка упорядочила доступ продукции в легальные каналы продаж. К сожалению, она не может препятствовать нелегальному ввозу табачной контрабанды из стран — членов ЕАЭС. В качестве дополнительных мер Глушков предложил применить сбалансированную акцизную политику в России, которая будет способствовать сокращению разрыва в ставках акцизов между РФ и странами ЕАЭС.

«Для нас маркировка — не только способ определения законности продукции, но и максимально быстрый доступ в режиме онлайн к big data, — подчеркнул Глушков. — Бизнес начинает получать результаты от пользования этой информацией».

По его словам, функционал системы позволяет отслеживать паттерны поведения потребителей в меняющихся экономических условиях.

«Маркировка станет еще более значимой для подакцизных товаров, потому что код, который наносится на товар, одновременно будет и заменой специальной акцизной марки в случае перехода на цифровой акциз, — подытожил Глушков. — Для нас это станет следующим шагом в улучшении диалога, качества и скорости обмена данными между бизнесом (прежде всего подакцизным) и государством. Как фискальным блоком, так и контрольно-правоохранительным».

В свою очередь, гендиректор ООО «Ригла» Александр Филиппов выразил пожелание, чтобы маркировка не стала дополнительным контрольным инструментом для честного бизнеса. По его мнению, благодаря системе «Честный знак» таким контрольным органом может и должен стать сам потребитель.

Поделиться