Чем Россия привлекательна для иностранных туристов
Как российская индустрия гостеприимства может стать крупнейшим источником несырьевого экспорта, рассказала директор дивизиона «Городская экономика» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Ольга Захарова.
Последние несколько лет тема развития внутреннего туризма и путешествий по России стала неотъемлемой частью повестки крупнейших политических и деловых площадок. Внутреннему туризму отводится стратегическая роль в стимулировании развития целого ряда смежных отраслей. Создание условий для путешествий, отдыха и оздоровления жителей страны имеет огромное экономическое и социальное значение.
Однако рассчитывать, что масштабные инвестиции в туристскую инфраструктуру окупятся только за счет внутренних туристов недальновидно экономически и политически. Отдых для граждан страны должен быть доступным. Но основной доход отрасли и стране, как показывает мировая практика, приносят иностранные туристы. Именно въездной туризм является крупнейшим сегментом несырьевого экспорта в мире: доходы от него стран — туристических лидеров часто превышают 10–15% национального ВВП.
Поэтому важно не игнорировать потенциал: те значительные политические и инвестиционные эффекты, которые дает государствам въездной туризм. А опираясь на созданную для внутреннего туриста инфраструктуру, делать ставку на создание и продвижение турпродукта для иностранцев.
По такому пути, например, развивается китайский туристический рынок: реализация государственной задачи правительства — сделать территории КНР комфортными и привлекательными для внутренних туристов — привела к созданию огромной индустрии путешествий с гигантскими инвестициями, доходами и модой на поездки в Китай.
Объем рынка международного туризма, если взять, например, в расчет выборку из 11 стран, включающих БРИКС, государства Ближнего Востока, Латинской Америки (Китай, ОАЭ, Индия, Саудовская Аравия, Кувейт, Бразилия, Мексика, Египет, Филиппины, Турция, ЮАР), составлял более $185 млрд, по оценкам Всемирной организации туризма (ЮНВТО) за 2021 год. И у России есть хороший шанс побороться за долю в этом «мировом туристическом пироге».
Несмотря на то что Россия, как мультикультурная страна, на территории которой есть природа всех климатических поясов, — от арктических пейзажей до субтропиков и пустыни, может предложить каждому гостю услуги и впечатления на любой вкус и запрос, туристическая отрасль продолжает упускать огромное количество туристов и денег.
Так, если мы возьмем доступные допандемийные данные по выездным туристским потокам от ЮНВТО, по привлекательности для посетителей из Китая, Мексики, Турции и Бразилии Россия занимала девятое место в общемировом рейтинге стран, для выходцев из Саудовской Аравии и индийцев — 15-е и 17-е места соответственно.
По данным погранслужбы ФСБ, в 2022 году из Индии в Россию приехали 6,4 тыс. туристов. Для сравнения: Сингапур за тот же год принял свыше 612 тыс. путешественников из Индии.
Расходы приезжающих в Россию туристов, по экспертным оценкам, на 28% ниже, чем в мире: например, туристы из ОАЭ и Китая в России тратят в пять раз меньше, чем в среднем в мире, граждане Ирана — в три раза.
При этом современные геополитические вызовы могут стать для туризма новыми возможностями. Ковидные ограничения сняты, и путешественники из стран, которые до недавнего времени держали границы закрытыми, жаждут путешествий и впечатлений. А разворот на Юг и Восток стимулирует новые международные мероприятия, и туризм в этом случае — мягкий эффективный инструмент для международного диалога. Необходимо быть готовыми к буму международного сотрудничества.
Для развития въездного туризма в России необходимо решить целый комплекс проблем, в том числе ограничение на визы и ввоз валюты, включая совершение транзакций с ней (фактически это запрет оставлять иностранцам больше валюты в России); упрощение сложной, непонятной и дорогой логистики; усиление слабой маркетинговой политики и отсутствие продвижения туристического потенциала России за рубежом, а также собственно самого турпродукта, адаптированного под запросы туристов из разных стран.
Еще одна проблема — десятилетиями формировавшиеся негативные представления иностранцев о России как о небезопасной, дорогой и недоброжелательной стране. И если системные решения по стимулированию развития инфраструктуры сегодня уже создаются, а также реализуются законодательные проекты по смягчению визовой политики, то самая актуальная задача — создать и адаптировать в короткие сроки новый турпродукт для международных рынков и популяризировать национальный туристический бренд России — остается невыполненной.
Согласно исследованию подходов разных стран к формированию туристических стратегий, которое ЮНВТО провело в 2019 году в 73 государствах, в 94% из них маркетинг считают наиболее важной составляющей для своей туристической политики. При этом, по данным того же исследования, в мире 80–90% туристов, планируя поездку за рубеж, ищут информацию о стране в интернете.
А что можем предложить мы? Наш неформальный мониторинг показал, что портал нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» достаточно полно представляет информацию о готовых маршрутах, например, куда можно поехать отдыхать на машине, но вся информация представлена только на русском языке. Материалы на информационном портале «Российский туризм» тоже представлены только на русском языке. А на «Национальном туристическом портале России», который развивается силами команды энтузиастов, информация переводится на пять языков через автоматический переводчик, кроме того, на сайте нет удобной навигации, и много устаревших данных. Похвальна попытка волонтеров применить несколько языков, а также объединить людей в желании рассказывать о достопримечательностях страны для всего мира. Это пример того, с какой информацией могут встретиться иностранные путешественники, произведя поиск в сети по ключевым словам, сайты russpass.ru и Russia beyond (rbth.com) могут для них быть совсем не знакомы.
В сети интернет очень не хватает порталов всероссийского масштаба с удобной навигацией для решения задач путешественников: составить маршрут, найти места для остановок, узнать о достопримечательностях, забронировать все необходимое в режиме «одного окна». Не дают необходимой информации и многие сайты посольств России за рубежом. Нужно отметить, что у большинства стран посольства берут на себя роль амбассадоров туризма своей страны: на их порталах присутствуют целые разделы, посвященные туризму и визовой поддержке.
Важно формировать турпродукт под конкретного туриста и уметь просто, но в то же время ярко, рассказать туристу о нем. Например, туристам из Ирана интересен лучший в мире балет, яркие национальные шоу, захватывающие цирковые представления, которые может предложить Россия. Как показывает опыт туркомпаний, для них важен харизматичный гид, а также максимально комфортные условия для детей, шопинга и неспешность в программе. При этом финальное решение о поездке в иранской семье принимает женщина, что важно учитывать при подготовке предложения. При соблюдении этих требований Дербент в туристическом маршруте иранской семьи вполне может заменить, например, Баку.
Еще один ценнейший источник международного туристического трафика — Индия. Премиум- и luxury-клиент из Индии—путешественник, который хочет вернуться домой с новыми знаниями, яркими рассказами и фотографиями, чтобы все соседи и друзья позавидовали. Чтобы привлечь индийского туриста, нужно предложить запоминающийся образовательно-развлекательный досуг и в прямом смысле исполнение всех желаний: эксклюзив, недоступный другим, например, встречу с артистами Большого театра после спектакля или сбор грибов в лесу.
Арабский путешественник интересуется возможностью увидеть разнообразную, грандиозную нетронутую суровую российскую природу — ничего подобного тайге, северным горам и морям, пейзажам тундры он не видел. При этом он желает привычного комфорта. Поэтому необходимо развивать халяль-отели и рестораны, внедрять в практику женщин-водителей такси и женщин-гидов для сопровождения арабских путешественниц, экскурсии с фокусом на мусульманскую историю и определенные религиозные локации.
Все эти особенности гостей России — безусловная зона роста туристического рынка, в том числе подготовка специалистов переводчиков и культурологов. Природный, исторический, географический потенциал нашей страны позволяет рассчитывать на прорыв в развитии туризма в ближайшее время. Для этого все мы вместе должны иметь общее видение, строить бренд «Россия туристическая» и осознанно его развивать. Нужна стратегия воспитания амбассадоров национального туристического бренда.