«Тинькофф» обнародовал новую систему защиты от телефонных мошенников

Обновлено 11 октября 2023, 15:18
Евгений Биятов / РИА Новости
Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

С лета 2024 года в России вступает в силу закон 369-ФЗ, согласно которому при переводе средств банки будут обязаны сверять реквизиты получателя с базой мошенников, которую ведет Центробанк. Если совпадение найдено, кредитная организация должна блокировать перевод на двое суток, и если повторное согласие клиента не получено, отклонять перевод и возвращать деньги. В ожидании вступления документа в законную силу российские банки сами начали разрабатывать программы защиты от мошенников, в том числе в случаях, которые не покрывает принятый законопроект. Первым подобный механизм обнародовал «Тинькофф».

Сервис, анонсированный компанией 30 августа, называется «Защитим или вернем деньги» и призван не только компенсировать понесенный клиентом убыток в результате мошеннических действий, но и в целом предупредить подобное развитие событий. Работает это так, что на каждом из этапов мошенничества банк выставляет «блоки», предупреждающие перевод денег.

  • При поступлении клиенту звонка с незнакомого номера встроенный в приложение «Тинькофф» определитель сверит его со своей базой и предупредит о возможной угрозе.
  • Если клиент все же снимет трубку, нейросетевые алгоритмы оператора «Тинькофф Мобайл» начнут анализировать звуковую волну во время звонка, сравнивая с шаблонами мошеннических звонков, и если они придут к выводу, что пересечений слишком много, то сами прервут разговор, а сервис вышлет клиенту уведомление о возможном мошенничестве.
  • Следующий уровень защиты — дополнительная проверка переводов, для чего клиенту рекомендуется установить порог суммы, выше которого от него потребуется дополнительное подтверждение — по селфи, СМС и так далее.
  • Самый крайний случай — подозрительная транзакция просто блокируется, за это также отвечают нейросети: они анализируют каждую операцию более чем по 1 тыс. параметров, включая вход с нового устройства, нетипичное поведение клиента и так далее, и в случае выявления подозрений на мошенничество подают сигнал службе безопасности банка для приостановки транзакции.

Специалисты «Тинькофф» уверяют, что указанные степени защиты с вероятностью 99% позволяют определить телефонное мошенничество. Но если хищение все же случилось, банк выплатит клиенту компенсацию, не дожидаясь полицейского расследования и решения суда. Правда, человеку, которого сервис неоднократно и разными способами предупреждал о мошенничестве, но тот все же продолжил разговор и подтвердил транзакции, деньги не вернут.

По данным Банка России, за весь 2022 год мошенники украли у банковских клиентов 14,1 млрд руб., что является историческим рекордом. Доля же возвращенных россиянам средств составила всего 4,4%, что, напротив, стало историческим минимумом. Аналитики ЦБ связывают это с распространением методов социальной инженерии — когда преступники заговаривают зубы клиентам, вынуждая тех самим переводить деньги. По текущему законодательству ответственность за такие действия целиком лежит на потерпевшем. Поэтому так важно пресекать мошенничество именно на этом этапе.

Телефонное мошенничество (вишинг) до сих пор остается достаточно популярной криминальной схемой, подтверждает специалист компании F.A.С.С.T. по противодействию финансовому мошенничеству Дмитрий Дудков. «Есть десятки подобных сценариев, разные группы преступников используют различные схемы, придумывают новые сценарии и отказываются от неэффективных, — отметил эксперт. — Последние пять лет регулятор, банки и мобильные операторы пытались каждый по-своему бороться с вишингом, но опасность схемы по-прежнему заключается в том, что главным механизмом защиты оставалась лишь бдительность самого человека, ставшего целью атаки. Поэтому главная задача — использовать проактивный подход, который минимизирует участие самого человека в схеме, снижая риски успешного обмана».

Поделиться