Инвестиции нового времени: где Россия возьмет деньги на развитие

Обновлено 18 октября 2023, 11:07
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Российская экономика не сможет показывать нормальный экономический рост без увеличения внутренних инвестиций, добиться которого можно только через государственное стимулирование частных вложений.

Западные санкции существенно сказались на притоке в Россию иностранного капитала. По данным Банка России, устойчивое снижение внешнего долга российского частного сектора продолжается с 2014 года. С того же времени стагнировали прямые иностранные инвестиции, а в прошлом году наблюдался их резкий спад.

Экономике нужна «кровь»

Эксперты считают это серьезной проблемой. «Капитал — кровь экономики, поэтому отсутствие доступа к внешнему финансированию ограничивает экономический рост и инвестиционный потенциал», — говорит главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. Замещение его внутренними ресурсами — не так важно, собственными средствами корпораций или же финансовыми потоками, прошедшими через банки, — по словам эксперта, крайне актуально: без этого рост будет подавлен, а экономика обескровлена.

«Замещение иностранных инвестиций — крайне важная задача для современной российской экономики», — соглашается заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН Дмитрий Кувалин. Он отмечает, что, по данным Росстата, в последние 15 лет доля инвестиций в основной капитал по отношению к ВВП России составляла 20–22%, а это очень низкий уровень для страны, которая хочет развиваться опережающими по отношению к мировой экономике темпами. Раньше дефицит инвестиций в какой-то мере сглаживался за счет крупномасштабного ввоза зарубежной техники и технологий — можно было не вкладывать в собственную прикладную науку, инжиниринг и развитие отраслей инвестиционного комплекса, а сразу покупать готовые решения. Но сейчас, в условиях антироссийских санкций, проблема стала намного острее.

Председатель совета Торгово-промышленной палаты РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза дает еще более низкие оценки текущего уровня инвестиционной активности: «В последние годы инвестиции в основной капитал у нас составляли 17–18% ВВП. Мировой же опыт развития экономик свидетельствует, что опережающий экономический рост можно обеспечить при капиталовложениях не менее 25% ВВП». При этом он считает, что ситуация в российской финансовой системе двояка: с одной стороны, она достаточно устойчива, обладает значительными ресурсами и практически обеспечивает финансовый суверенитет страны, с другой — финансовый рынок очень слабо использует свой потенциал для участия в обеспечении стабильного и высокого экономического роста и технологического суверенитета.

Дмитрий Кувалин также считает 25% ВВП минимальным уровнем инвестиционной активности для обеспечения нормальных темпов экономического роста. В качестве примера он приводит страны, которые лидируют по темпам экономического роста и технологической модернизации: в Китае в последние годы доля инвестиций в ВВП неизменно превышала 40%, в Индии — 28%, в Южной Корее — 30%.

Деньги есть, но вы достаньте

Вместе с тем внутренние ресурсы для повышения инвестиционной активности имеются. В течение последних 30 лет Россия примерно в 1,5 раза больше вывозила за рубеж прямых инвестиций, чем поступало в страну прямых иностранных инвестиций. Сегодня вся сумма сбережений государства, бизнеса и граждан в рублях и иностранной валюте на счетах в стране и за рубежом составляет около 170 трлн руб., отмечает Владимир Гамза: «Этого более чем достаточно, чтобы обеспечить значительный рост инвестиций в основной капитал и опережающий рост экономики».

Однако привлечению длинных денег в российскую экономику кроме санкционных ограничений препятствует целый ряд разноплановых факторов, говорит проректор по научной работе Финансового университета при правительстве РФ Светлана Солянникова. Среди них — снижение доли доходов, сберегаемых населением и организациями, что сопровождается уменьшением объема частных инвестиций. Эксперт также отмечает эпизодический характер публичного привлечения капитала (IPO) через фондовую биржу и отсутствие линейки гибких или гибридных финансовых инструментов, позволяющих обеспечить реализацию интересов различных категорий инвесторов на финансовом рынке. Еще один фактор — слабое присутствие на нем национальных институциональных инвесторов: страховщиков, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, низкий уровень доверия к этим институтам населения и организаций. Также, по словам Светланы Солянниковой, низкая емкость и высокая волатильность российского финансового рынка сегодня делают его неинтересным для иностранных инвесторов.

Основная проблема привлечения инвестиций в экономику заключается в том, что все — государство, бизнес и граждане — занимаются в основном формированием своих сбережений, а не прямыми капиталовложениями в экономику, считает Владимир Гамза. В развитых и быстро развивающихся странах мира финансовый рынок обеспечивает две трети всех инвестиций в основной капитал, а в России ровно наоборот — аналогичную долю инвестиций обеспечивает сам бизнес. «К сожалению, банковский сектор, занимающий около 80% всего российского финансового рынка, обеспечивает капиталовложения в сумме менее 10% всех инвестиций в основной капитал», — добавляет он.

Процесс идет

В этих условиях, полагают эксперты, необходимый стране рост инвестиций можно простимулировать за счет улучшения механизмов взаимодействия государства и бизнеса.

Несмотря на всю критику в адрес современной инвестиционной политики финансово-экономического блока российской власти, следует отметить и ряд успешных решений, принятых в последние годы, говорит Дмитрий Кувалин. В качестве примеров он приводит Федеральный фонд развития промышленности, прокредитовавший по льготной ставке большое число модернизационных инвестпроектов и добившийся высокого процента возврата вложенных бюджетных денег, оправдавшее себя в ряде случаев создание особых экономических зон, территорий опережающего развития и технопарков, которые предлагают потенциальным инвесторам существенные налоговые льготы и упрощенное подключение к инженерной инфраструктуре. Есть случаи успешного применения специальных инвестиционных контрактов (СПИКов), нацеленных на привлечение крупных инвесторов на основе индивидуальных взаимных обязательств государства и бизнеса.

В этом году правительство активно стремится создать необходимые условия для обеспечения высокого роста капиталовложений в интересах перехода нашей экономики от сырьевой модели к технологической, полагает Владимир Гамза. В частности, утверждена концепция технологического развития страны, принята таксономия инвестиционных проектов технологического развития и структурной адаптации экономики, изданы соответствующие указания Банка России, создающие основу для участия финансового рынка в финансировании данных проектов. «Однако остается проблема побуждения государственных и стимулирования частных кредитных и финансовых организаций к активному участию в реализации этих решений правительства и ЦБ», — добавляет он.

Вместе с тем эксперты с оптимизмом оценивают перспективы роста инвестиций в российскую экономику. «Полагаю, что в среднесрочной перспективе будет значительный рост государственных инвестиций, а в долгосрочной — постепенный рост и частных инвестиций в основной капитал», — говорит Владимир Гамза.

По мнению Антона Табаха, будет происходить как замещение внешних инвестиций внутренними инвестициями частного сектора, так и бум государственных инвестиций. «Государство напрямую или через институты развития активно инвестирует в определенные сферы, частные инвестиции также идут туда, где есть или ожидается высокий уровень госрасходов», — описывает он перспективу. При этом сценарий спада инвестиций, по мнению эксперта, маловероятен. Равно как и переориентация на инвестиции из дружественных стран.

Дмитрий Кувалин считает, что в современной России вполне возможен существенный рост частных инвестиций, особенно если к санкциям против отечественных компаний и инвесторов на Западе добавятся мягкие формы валютного контроля внутри страны. «Ожидаю продолжения роста и бюджетных инвестиций в основном за счет увеличения финансирования фондов развития промышленности и других оправдавших себя инструментов государственной инвестиционной поддержки», — добавляет он.

Поделиться