Новая Экономика
Регионы ,  
0 

Герои асфальта: как создается транспортная инфраструктура в России

Развитие дорожной инфраструктуры стимулирует рост многих сфер экономики. Транспортная доступность позволяет решать социальные и экономические проблемы. Однако острой проблемой отрасли в России остается нехватка кадров
Фото: Алексей Майшев/РИА Новости
Фото: Алексей Майшев/РИА Новости

По данным Федерального дорожного агентства (Росавтодор), протяженность автомобильных дорог (с твердым покрытием и грунтовых) на территории Российской Федерации сейчас составляет более 567 тыс. км — результат реализации в течение пяти лет национального проекта «Безопасные качественные дороги». По информации Минстроя, к началу декабря 2023 года работы выполнены почти на 98%. В текущем году дорожные бригады уложили свыше 145 млн кв. м асфальтобетона и ввели в эксплуатацию около 4,3 тыс. дорожных объектов. А всего по итогам 2023 года будет обновлено около 6,7 тыс. объектов общей протяженностью более 22 тыс. км.

Ставка на скорость

К самым значимым реализованным дорожным проектам уходящего года относится скоростная трасса М-12 «Восток», которая в декабре дотянулась от Москвы до Казани. Ее общая протяженность превысит 800 км. Новая автодорога свяжет пять регионов: Московскую, Владимирскую и Нижегородскую области, республики Чувашию и Татарстан и сократит время в пути между Москвой и Казанью с 12 до 6,5 часа (по ней, в частности, из столицы до Владимира можно добраться за 1 час 40 минут, а до Нижнего Новгорода — за 3 часа 30 минут). Трасса включает в себя более 300 искусственных сооружений, наиболее масштабные из них — мосты через Оку (1,4 км), Суру (926 м) и Волгу (3,3 км). В следующем году трассу М-12 планируется дотянуть до Екатеринбурга, а в 2025 году — до Тюмени.

К другим важным дорожным стройкам текущего года относится расширение участка магистрали Р-217 «Кавказ» в Республике Дагестан, запуск автомобильных обходов Аксая и Краснодара (на трассе М-4 «Дон»), введение в эксплуатацию моста через Енисей в Красноярском крае.

Еще один пример значимого дорожного объекта — реконструкция моста через Никольское устье Северной Двины в Архангельской области. Это единственный мост, соединяющий с материковой частью Северодвинска остров Ягры, на котором проживает свыше 30 тыс. человек. На острове находятся важные социальные объекты и производственные мощности градообразующих предприятий, в том числе центр судоремонта «Звездочка» и научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега». Новый мост длиной 1,8 км теперь имеет четыре полосы для движения автомобилей и оснащен пешеходной дорожкой.

Драйверы экономики

По официальным данным, общее финансирование программы дорожного строительства на 2023–2027 годы должно составить 13,2 трлн руб., из них 5,4 трлн будут выделены из Федерального дорожного фонда, а 7,2 трлн — из региональных бюджетов. По подсчетам экономистов, эти инвестиции со временем должны окупиться. По разным оценкам, каждый вложенный в строительство автомобильных дорог рубль должен принести от 2,5 до 3 руб. прироста ВВП. «Как правило, экономический эффект от строительства таких дорог оценивается в соотношении один к трем, где каждый вложенный рубль дает эффект в три рубля. В более отдаленной перспективе счет идет на миллиарды и триллионы рублей», — подтверждает эти расчеты начальник департамента корпоративного бизнеса ПАО «РосДорБанк» Вадим Осокин.

Столь внушительная отдача дорожных инвестиций объясняется неразрывной связью дорог с важными бизнес-процессами. «Транспортная инфраструктура и бизнес-активность напрямую зависят друг от друга, — комментирует независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов. — В регионах, где нет дорог или проезжие части ненадлежащего качества, никто не будет инвестировать в бизнес, особенно в строительство производств и торговых площадок. Например, даже открытие продуктового рынка будет неокупаемой идеей, так как при отсутствии качественной дорожной инфраструктуры затруднено не только привлечение трафика на локацию, но и поставка товаров для продажи».

«Если представить, что страна — это организм, то транспорт — это кровеносная система. Если забита важная артерия, сбои происходят во всем организме, — соглашается директор по аналитике и планированию компании Simetra Всеволод Морозов. — Плохая транспортная доступность не позволяет реализовать экономический потенциал регионов, так как затраты на транспортировку становятся слишком велики. Именно поэтому во всем мире экономическое развитие всегда сопровождалось бурным строительством транспортной инфраструктуры — одно невозможно без другого».

Бизнес вокруг

Развитие дорог, если говорить о конкретных сферах бизнеса, прежде всего оживляет логистический сектор. По данным исследовательского агентства MA Research, по итогам 2023 года стоимостной объем автомобильных грузоперевозок вырастет на 30,6% по сравнению с прошлым годом и достигнет 1,3 трлн руб.

«Каждая трасса с хорошим покрытием — не важно, новая или капитально отремонтированная — ускоряет процесс доставки груза, снижает затраты на ремонт грузовой техники (особенно его ходовой части), риск порчи груза внутри кузова (завал паллет, замятие коробов) и расход топлива (не нужно разгоняться и тормозить), — говорит директор по закупкам транспортных услуг логистической компании FM Logistic в России Эдуард Миронов. — За счет новых трасс растет показатель оборачиваемости транспорта: за один и тот же промежуток времени автомобиль может сделать больше рейсов, что увеличивает выручку».

По словам Игоря Чернышева, директора по развитию бизнеса логистической компании SOTA Logistic, новые дороги действительно позволяют серьезно сокращать время доставки грузов. Например, запущенный в эксплуатацию третий пусковой комплекс ЕКАД в Свердловской области обеспечил кольцевое движение вокруг столицы Урала Екатеринбурга и тем самым позволил сократить транзитное время почти в два раза. «Мы очень ждали открытия участка Москва — Казань трассы M-12, поскольку на данный момент трассы М-5 и М-7 сильно загружены и новая дорога поможет их разгрузить», — отмечает генеральный директор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев.

Фото:РБК
Фото: РБК

Развитие транспортной инфраструктуры влияет и на состояние других отраслей — в частности, промышленность, торговлю, сельское хозяйство, жилищное строительство. «Новые дороги обеспечивают быстрый доступ к строительным участкам. Это ускоряет транспортировку материалов и оборудования на объекты и создает широкие возможности для расширения бизнеса строительных компаний, помогает привлечь клиентов в удаленные регионы, куда раньше было сложно добраться, — отмечает коммерческий директор RDI Group Валерий Кузнецов. — Например, строительство трассы М-105 (ЦКАД) существенно улучшило транспортную доступность в масштабах Подмосковья. В ближайшее время мы ждем окончания строительства платной трассы Солнцево — Бутово — Каширское шоссе — Лыткарино — Томилино — Железнодорожный, которая строится в обход Москвы с юга и будет дублером МКАД. Реализация этого проекта станет дополнительным драйвером для развития нашего бизнеса на этой территории».

Новые дороги также дают импульс для развития туризма. «Строительство, например, М-12 уже сейчас «тянет» за собой возведение целых туристических кластеров. Приведу в пример Муром, Дивеево, Болдино, Арзамас. Приехать сюда и посмотреть достопримечательности стало намного удобнее и быстрее», — говорит Вадим Осокин.

В поисках кадра

Проблемой для дальнейшего развития дорожной инфраструктуры может стать дефицит кадров. Решать ее можно, по мнению экспертов, только с помощью образовательных программ, а также повышением производительности труда. «Дефицит кадров — и управленческих, и рабочих — существует во всех областях: людей не хватает в производстве, недостаточно водителей и многих других специалистов, — указывает доцент кафедры управления транспортными комплексами Государственного университета управления Артем Меренков. — Очевидно, что быстро ликвидировать такой дефицит нельзя. Постепенно рынок будет насыщаться притоком молодых кадров из вузов и специализированных образовательных учреждений. В России запущены и эффективно работают профильные образовательные проекты — «Профессионалитет», «Передовые инженерные школы».

Пока же строительные компании пытаются решать проблему нехватки кадров быстрым обучением новых сотрудников. «Развитие дорожной инфраструктуры требует значительного привлечения рабочей силы, особенно в строительстве и смежных отраслях. В различных регионах привлекаются работники из небольших населенных пунктов, находящихся вблизи мест строительства. Например, для обучения оператора спецтехники необходимо в среднем около месяца, а разнорабочие обучаются прямо в процессе», — говорит генеральный директор группы компаний «Бизнестрансстрой» Иван Романенков.

Еще один распространенный подход решения проблемы кадрового голода — это широкое использование вахтового метода. «Дорожное строительство, как и любая другая отрасль в нашей стране, столкнулось с нехваткой людей, но места пока удается закрыть с помощью вахтового метода, — рассказывает Вадим Осокин. — Строительство дороги — размазанный по времени и местности процесс, поэтому для вахтовиков строятся специальные городки, достаточно комфортабельные. Все крупные дорожно-строительные компании имеют некий костяк людей, которые готовы с новыми проектами переезжать в новые регионы, работая вахтовым методом».

Весьма эффективным инструментом рационального использования трудовых ресурсов могут стать и мероприятия по повышению производительности труда. «Все обсуждают искусственный интеллект, но можно посмотреть и более дешевые вещи, — подчеркивает Артем Меренков. — Так, национальный проект по производительности труда относительно небольшими вложениями позволяет повышать эффективность на 30–60%. Это объективные цифры, подтвержденные практикой. В России был успешный опыт рационализации труда, необходимо его вспоминать, актуализировать с помощью современных технологий».

Нацпроект «Безопасные качественные дороги»

Что сделано в 2023 году

Региональная и местная дорожная сеть

  • Дорожные работы велись на 6,7 тыс. объектов (протяженность 22,1 тыс. км)

Федеральные трассы

  • Построено и реконструировано 327 км

Общественный транспорт

Запланировано:

  • 4 881 новое транспортное средство

Поставлено (на 14.12.2023):

  • 2364 автобуса
  • 32 троллейбуса
  • 87 трамваев
  • 111 электробусов

Источник пресс-служба Росавтодора и ГК «Автодор»

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Востоковед Маслов: «Взгляд России на Китай стал более реалистичным»Социальная экономика, 01 ноя, 15:55
Чем страховые компании интересны инвесторам в период высоких ставокИндустрия 4.0, 29 окт, 18:24
Бизнес по-китайски: как развиваются торговые отношения Москвы и ПекинаСоциальная экономика, 28 окт, 15:04
Татьяна Ким: «Планы на Ближний Восток, Азию и Африку остаются в силе»Социальная экономика, 28 окт, 11:41
Наталья Зубаревич: «У вас не получится разогнаться, если некому работать»Социальная экономика, 09 окт, 10:00
Как вывести логистику на новый уровеньИндустрия 4.0, 09 окт, 10:00
7 трендов в развитии франшиз в РоссииСоциальная экономика, 03 окт, 12:20
Болливуд, Толливуд и Молливуд: как устроен индийский кинематографСоциальная экономика, 24 сен, 16:44
Как правительства и бизнес управляют людьми через стимулыСоциальная экономика, 29 июл, 14:38
Тигры второй волны: как сегодня развивается Юго-Восточная АзияСоциальная экономика, 26 июл, 18:20
Подоходный налог: история, виды и дискуссия вокруг справедливостиСоциальная экономика, 11 июл, 10:38
Богатство не для всех: почему в мире растет разрыв в доходахСоциальная экономика, 21 июн, 13:51
Сервисы для роста: без чего сейлерам уже не обойтись на маркетплейсахИндустрия 4.0, 29 мая, 12:30
Поднебесные технологии: какие проекты Россия развивает вместе с КитаемИндустрия 4.0, 27 мая, 13:54