Необъявленная война: почему Европа столкнулась с дефицитом газа
Европейские потребители «Газпрома» атаковали российскую газовую монополию обвинениями в недопоставке газа в период с 8 по 12 сентября. В течение недели подобные претензии доносились из Польши, Австрии, Германии и Словакии. Однако очередной газовой войны не случилось: «Газпром» объяснил происходящее необходимостью заполнять российские подземные хранилища и заверил покупателей, что в контрактных объемах газ у них будет. Наблюдатели полагают, что таким образом «Газпром» начал бороться с реверсными поставками российского газа на Украину.
Как сокращали подачу газа в Европу
Первой на снижение поставок газа из России в среду 10 сентября пожаловалась польская PGNiG. Она заявила о снижении поставок газа из России и на два дня прекратила реверсные поставки газа на Украину, возобновив их 12 сентября в полном объеме. Они составляют 4 млн куб. м в сутки. PGNiG зафиксировала 8–9 сентября снижение объема поставок природного газа, поступающего к ней от «Газпрома», на 20 и 24% от суточной нормы соответственно.
Вслед за Польшей о перебоях с поставками российского газа сообщили Австрия и Словакия. По данным австрийской компании E-Control — государственного регулятора на рынке энергетики и газа, в четверг 11 сентября объем поставленного газа оказался на 15% ниже контрактного. «Такие колебания при поставках газа не являются редкостью. Обычно Россия быстро объясняла их причину», — приводит слова главы E-Control Вальтера Больтца газета Die Presse.
Крупнейший германский энергетический концерн E.ON сообщил, что получает уменьшенные объемы поставок газа из России, не озвучив, насколько меньше, чем обычно, он получил газа.
«Нынешние небольшие ограничения поставок российского газа не имеют воздействия на ситуацию с энергетическим снабжением [Германии]», — заявил представитель концерна. Словацкая газовая компания Slovensky Plynarensky Priemysel 10 сентября получила на 10% меньше российского природного газа, поставляемого через территорию Украины. По данным пресс-секретаря компании Петера Бернара, это никак не повлияет на снабжение клиентов компании. В то же время словацкая Eurostream, главный поставщик газа по реверсным схемам на Украину, все эти дни получала газ от «Газпрома» в полном объеме, сообщил РБК ее представитель.
Позиция «Газпрома»
«Газпром» отрицает невыполнение контрактных обязательств перед европейскими партнерами, опровергая недопоставки газа в Польшу и другие страны. «Работаем в соответствии с контрактами, объемы экспорта стабильные, на обычном уровне для сентября. Никакого снижения поставок нет, но и роста нет из-за закачки в подземные хранилища. Будет возможность, будут ресурсы — будем добавлять. Например, в Польшу сегодня, 12 сентября, мы увеличили поставки до 23,2 млн куб. м в сутки», — сказал РБК официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. Поставки в Польшу возобновлены в объеме 23 млн куб. м в сутки с 10 сентября. Сергей Куприянов пояснил, что компании тех стран, которые сообщили о недопоставках газа, в указанные дни подавали заявки на топливо сверх контракта, а получали объемы ближе к минимальным прописанным в соглашениях объемам.
По информации ЦДУ ТЭК, «Газпром» существенно отстает от плана по наполнению подземных хранилищ газа перед зимним отопительным сезоном. К началу сентября в российских ПХГ находилось 30,5 млрд куб. м газа, что на 11,4% меньше, чем год назад. В то же время европейские ПХГ, по данным европейской ассоциации, заполнены почти на 80-90%, запасы в них находятся на рекордных уровнях.
Реакция Киева
После сообщений о снижении поставок газа посыпались обвинения со стороны украинских чиновников, что Россия таким образом стремится прервать реверсные поставки своего газа из Европы на Украину. Часть полученного из России газа Польша, Венгрия, Словакия и Германия реэкспортируют на Украину по реверсной схеме. Под реверсными поставками подразумевается такой механизм поставок газа на Украину, по которой российский газ ненадолго пересекает украинскую границу, а затем возвращается в страну, но уже как «европейское» топливо.
В частности, глава компании «Укртрансгаз» Игорь Прокопьев сообщил, что реверс из Польши был прерван на два дня из-за ситуации с сокращением поставок газа от «Газпрома». Он также добавил, что сокращены объемы реверсных поставок газа из Венгрии из-за слишком высокой цены топлива — порядка $400 за 1 тыс. куб. м.
«Идея российского «Газпрома» понятна: остановить реверсный поток. Они хотят заморозить нас зимой», — заявил украинский премьер Арсений Яценюк, сообщив европейским партнерам, что они обязаны поставить газ на Украину по реверсу, так как Украина уже осуществила предоплату за него.
Кто виноват и что делать?
Эксперты полагают, что причин ограничения поставок газа в Европу в период с 8 по 10 сентября может быть несколько. Во-первых, это может быть действительное отражение ранее звучавших угроз об ограничении поставок в страны, практикующие реверс российского газа на Украину. В июне 2014 года глава российского газового концерна Алексей Миллер заявил, что европейские компании, которые осуществляют реверсные поставки российского газа на Украину, могут столкнуться с ограничениями со стороны «Газпрома».
Директор фонда энергетического развития Сергей Пикин не исключает, что ограничение поставок в Польшу может стать первым шагом в целенаправленной борьбе «Газпрома» с реверсными поставками. Глава Фонда национальной энергетической безопасности РФ Константин Симонов полагает, что действия «Газпрома» призваны скорее предупредить европейские страны, которые заняли пассивную позицию в вопросе участия в разрешении газового конфликта России и Украины.
Россия четко дала понять: пока не будут погашены долги, ни о каких поставках газа на Украину не может идти речи, говорит Симонов. Однако Украина предпочитает заплатить за реверсный газ вперед европейским трейдерам, чем платить напрямую «Газпрому» и договариваться с ним о разумной рыночной цене. Сперва «Газпром» действует по принципу итальянской забастовки — поставляет газ компаниям, замеченным в содействии реверсу газа на Украину, в минимальных контрактных объемах и не удовлетворяет дополнительные заявки. Однако если бы Европа перешла в переговорах с Украиной от слов к действиям, эти объемы газа могли бы найтись, считает эксперт.