3. Русский с казахом братья навек
Появление Таможенного союза превратило Россию, Белоруссию и Казахстан в единую таможенную территорию. В свою очередь ЕЭП должно породить "колоссальный рынок с более чем 165 млн потребителей, унифицированным законодательством, свободным передвижением капиталов, услуг и рабочей силы", - отметил в своей статье премьер-министр России Владимир Путин.
При разработке проекта учитывался позитивный опыт Шенгенских соглашений. "Принципиально важно, что ЕЭП будет базироваться на согласованных действиях в ключевых институциональных областях - в макроэкономике, в обеспечении правил конкуренции, в сфере техрегламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естественных монополий. А затем и на единой визовой и миграционной политике, что позволит снять пограничный контроль на внутренних границах", - написал В.Путин.
Он отметил, что это не будет попыткой реставрации СССР. Однако в будущем Евразийский союз послужит центром дальнейших интеграционных процессов. По мнению автора статьи, Евразийский союз способен стать одним из полюсов современного мира и при этом "играть роль эффективной связки между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом".
ЕЭП должно быть создано к 1 января 2012г., однако в полной мере функционировать начнет с июля 2012г. Строительство Таможенного союза и Единого экономического пространства закладывает основу для формирования в перспективе Евразийского экономического союза. Одновременно будет идти и постепенное расширение круга участников Таможенного союза и ЕЭП за счет полноценного подключения к работе Киргизии и Таджикистана.
Пойдет ли союз во благо России?
"Само объявление о создании Евразийского экономического пространства - очень важный и существенный шаг. Теперь важно, чтобы это решение последовательно реализовывалось. В стратегическом плане это очень позитивная вещь", - считает первый замдиректора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин.
Президент консалтинговой компании НЕОКОН Михаил Хазин признал важность решения, однако высказал мысль, что "судя по тому, что процессом стали рулить Игорь Шувалов и Виктор Христенко, в ближайшее время прорывов там не будет".
Главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков не видит здесь для России каких-то быстрых позитивных последствий. "Это скорее имело эффект в Казахстане, где произошли некие ценовые подвижки. С точки зрения России, я не вижу в краткосрочном плане каких-то серьезных изменений", - считает он.
"Если Таможенный союз будет расширяться и туда будут вступать другие страны, например, Украина, тогда это более далеко идущие, в том числе и геополитические планы. Может, в перспективе это откроет больше возможностей для российского капитала - инвестировать в эти страны. Но пока я бы не стал преувеличивать значение этой идеи", - продолжил Е.Гавриленков.
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин не спешит с выводами: "Сначала пусть его создадут, а там посмотрим, что будет".
"Если Евразийский союз - способ сделать так, чтобы никто не заметил убийство Таможенного союза в результате присоединения России к ВТО, то это плохая идея. Если же Евразийский союз будет использоваться для дальнейшей интеграции постсоветского пространства, для вовлечения в эту интеграцию Украины, тогда его нужно поддерживать", - считает М.Делягин.
Однако директора Института проблем глобализации также волнуют управленческие вопросы. "Меня очень настораживает то, что из управляющих структур был исключен Сергей Глазьев. Он может нравиться, может не нравиться, но он очень профессиональный человек, очень интенсивно работающий человек, и он тот, кто действительно предан этой идее. Если такими людьми начинают разбрасываться, это нехороший признак", - поделился своими опасениями М.Делягин.