1. Весна в середине зимы
Когда: кон. 2010г. -…
Несмотря на календарную зиму, в начале года наступила "арабская весна" - такое название получила волна протестов и демонстраций в странах Северной Африки и Ближнего Востока. Панарабские революции изменили самосознание граждан во всем мире, став примером и импульсом для таких протестных явлений, как движение "Захвати Уолл-стрит" и московские митинги. Дух революций оказался настолько заразительным, что журнал Time посчитал абстрактного протестующего символом года, вынеся его на предновогоднюю обложку.
Самосознание родом из блогов
Эксперты ставят арабские бунты в один ряд с такими переломными событиями, как революция 1917г. и освобождение от колониальной зависимости народов третьего мира после Второй мировой. Люди, последние 30-40 лет жившие при диктаторских режимах, устали.
"Возник фактор осознания народами своей исторической роли в том, что мы называем международными отношениями, и в том, что мы называем формированием политики национального суверенного государства, то есть роль народных масс возрастает", - отмечает ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников.
Изменила новая встряска и отношение к социальным медиа: больше невозможно отмахиваться, что Livejournal, Facebook и Twitter - не просто платформа для общения, а мощный инструмент. Координация через блоги и соцсети, а также отсутствие вожаков, стали определяющими признаками волнений года.
"Арабская весна" показала, насколько важна и ответственна роль новейших информационных технологий – Интернета, социальных сетей, через которые во многих странах люди призывались к тому, чтобы выступить против "прогнивших режимов". Эти информационные технологии играют определяющую роль в современной политике и в современных международных отношениях", - считает В.Сотников.
Востоковед полагает, что с окончанием этого года вектор не сменит направления и революционный ветер перемен продолжит свой путь по планете. "Я считаю, что эти события не заканчиваются только на Северной Африке. Уже сейчас видны отголоски в других странах, где люди реагируют на произошедшее у соседей. Это касается и азиатских стран, скажем Бирмы, где правит военная хунта, а сейчас набирает силу оппозиция. Скорее всего, "арабская весна" получит свое развитие в других регионах мира", - предполагает эксперт.
Но даже там, где революции уже победили, волнения не стихают. Светские авторитарные режимы в ряде стран сменились исламистскими, что вызывает обеспокоенность части граждан, так что "весна" продолжается.
Тираны в отставке
Пионером революционного движения новой формации стал Тунис. Формальным поводом стало публичное самосожжение торговца овощами Мохаммеда Буазизи, совершенное в знак протеста против полицейского произвола в декабре 2010г. Он скончался в больнице от полученных ожогов, и похороны превратились в мирное шествие, перешедшее в восстание. Тысячи людей вышли на площади, протестуя против коррупции и безработицы. Мирные демонстрации жестко разгонялись полицией, что только повышало градус недовольства. В города были введены войска, университеты и школы были закрыты. Когда подобные "хирургические" меры не принесли результата, демонстрантов попытались утихомирить, пойдя им на уступки: был уволен министр внутренних дел, а все арестованные с начала волнений отпущены на свободу. Но это уже не могло спасти президента Бен Али - ему пришлось отречься от занимаемой должности и бежать в Саудовскую Аравию. Заочно экс-президент и его ближайшие сторонники приговорены Военным трибуналом к различным тюремным срокам.
Режим пал. На недавних выборах в Законодательную ассамблею Туниса победу одержала ранее запрещенная исламистская партия "Эн Нахда", а новым президентом стал известный правозащитник и лидер также ранее запрещенной партии "Конгресс за республику" Монсеф аль-Марзуки. Новоизбранный президент обратился ко всем тунисцам с просьбой отказаться от уличных протестов на ближайшие полгода, иначе произойдет "коллективное самоубийство". Если же за 6 месяцев его правления ничего не изменится, он пообещал уйти в отставку.
Еще одна страна победившей революции – Египет. Вдохновленные успехом соседей, египтяне вышли на площади, протестуя против безработицы, роста цен и низкого уровня жизни. Также они выступали за отставку президента и отмену чрезвычайного положения, действовавшего в стране 30 лет. Полиция разгоняла недовольных, применяя слезоточивый газ. Власти испробовали различные способы для подавления восстаний: лидеры оппозиции подверглись арестам, Интернет временно был отключен, в ряде городов был введен комендантский час. Президент с 30-летним стажем Хосни Мубарак пошел на уступки людям, собравшимся на площади Тахрир: сменил правительство, впервые назначил вице-президента и даже пообещал не участвовать в следующих выборах. Однако в итоге Х.Мубарак все же вынужден был покинуть президентский пост, революция победила. Президента судили за коррупцию и расстрел демонстрантов во время акций протеста, несмотря на его болезнь.
Вынужденная отставка Х.Мубарака не принесла покой в страну фараонов. По итогам 2 туров выборов в нижнюю палату парламента – Народное собрание – в Египте также лидируют исламисты, что вызывает неодобрение светских сил. В ноябре на Тахрир вновь вышли протестующие. На этот раз люди не довольны усилением роли армии. Военные и полиция предприняли попытки разогнать сидячие акции протеста, используя в том числе и огнестрельное оружие.
Третьей страной, где революции смели прежнюю власть, стала Ливийская Джамахирия.
Эффект домино
Революции в Тунисе и Египте запустили механизм эффекта домино, и волнения распространились на Бахрейн, Сирию и Йемен, что в свою очередь привело к цепной реакции в Алжире, Ираке, Ливии, Иордании, Марокко и Омане, а также стало причиной волнений в Кувейте, Ливане, Мавритании, Саудовской Аравии, Судане и Западной Сахаре.
Власти Алжира, Омана, Иордании и Кувейта пошли на уступки и друг за другом начали проводить собственные реформы. В Саудовской Аравии и Бахрейне протесты были подавлены, в Сирии столкновения оппозиции с властями продолжаются уже 9 месяцев, а президент Йемена согласился уступить власть в обмен на личную неприкосновенность, однако вооруженное противостояние властей и оппозиции никак не закончится.