1. Непризнанная победоносная война
На момент начала конфликта премьер-министра Владимира Путина в стране не было: он присутствовал на открытии Олимпийских игр в Пекине, поэтому решение о начале операции по "принуждении к миру" было "ответственностью одного человека", как позднее рассказывал Дмитрий Медведев.
Мысли вслух
"Решение о принуждении агрессора к миру и операция, предпринятая нашими военными, осуществлялись не против Грузии, не против грузинского народа, а ради спасения жителей республики и российских миротворцев. Для обеспечения прочной и долговременной безопасности народов Южной Осетии и Абхазии. Прежде всего от рецидивов преступного авантюризма тбилисского режима", - Д.Медведев, послание к Федеральному собранию, 2008г.
Недостроенная историческая победа
Военное разрешение грузино-осетинского конфликта и роль России в нем эксперты оценивают неоднозначно. Например, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов уверен, что решения президента о вводе войск и о признании стран – это то, чем Д.Медведев может гордиться. "Оба решения были трудными и абсолютно необходимыми. Они были важны как с точки зрения региональной геополитики, так и оказались абсолютно оправданными с точки зрения взаимоотношений с Западом", - считает эксперт.
Осетинский конфликт к тому моменту длился уже более 16 лет. В 2006г. в Южной Осетии состоялись референдум о независимости и выборы президента республики, и дальше ситуация только накалялась. Летом 2008г. в регионе стала нарастать напряженность. В конце июля осетинские поселения подвергались огневым налетам. СМИ окрестили это "снайперской войной". Начиная с 1 августа из Цхинвала началась эвакуация мирных жителей.
В ночь на 8 августа грузинские войска начали обстрел столицы Южной Осетии Цхинвала и близлежащих сел. Всю ночь в городе шли бои. Президент непризнанной республики Эдуард Кокойты заявил о начале войны. На следующий день Д.Медведев сделал официальное заявление о необходимости начала операции по "принуждении Грузии к миру", и в город вошли российские войска. Официально Россия вступилась за своих граждан – у многих жителей Южной Осетии было российское гражданство.
Боевые действия шли в течение пяти дней, грузинские военные были вытеснены из региона. К 12 августа российская армия заняла территорию от Цхинвала до Гори. Военные действия сопровождались мощным информационным противостоянием заинтересованных стран.
По окончании войны Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Помимо РФ место для новых государств на карте мира нашли Венесуэла, Никарагуа, Науру и Тувалу. На последующее восстановление разрушенной республики Москва направила более 30 млрд руб.
Своим участием в войне Россия "смогла зафиксировать новую геополитическую реальность", полагает директор Института политических исследований Сергей Марков.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает признание независимости Абхазии и Осетии главным медведевским достижением. При этом он не отрицает, что это историческое событие было "нивелировано тем, как было осуществлено восстановление Южной Осетии, точнее, как оно не было осуществлено по сути дела", поскольку удручающее зрелище, в которое превратился Цхинвал, "серьезно подмачивает историческое решение и исторический шаг, который был сделан Д.Медведевым".
Однако не все эксперты единодушны в оценках войны и участия в ней России. Так, научный руководитель факультета прикладной политологии ГУ ВШЭ Марк Урнов охарактеризовал ее как "бредовую". "Это одна из самых чудовищных наших внешнеполитических ошибок и глупостей, которые были сделаны", - считает М.Урнов. Но попытка Д.Медведева "более-менее пристойно выйти из неприличной войны с Грузией", по мнению политолога, - плюс.
"Войну он остановил, которая была начата не по его инициативе, а предотвратить признание этих территорий в качестве независимых государств с соответствующими негативными последствиями для нас не удалось просто потому, что влияния не достало. Он старался – и это ему в плюс", - заметил политолог из ГУ ВШЭ.
Итоги внешней политики
В целом эксперты считают, что внешнеполитическая линия Д.Медведева оказалась достаточно успешной. Президенту удалось удержать постсоветские страны в сфере притяжения России и сохранить все "интеграционные модули".
В отношениях с США, по мнению директора информационно-исследовательского центра МГУ Алексея Власова, заявленная "перезагрузка" так и осталась красивой формулой, не имеющей под собой мощного бэкграунда. "Холодной войной" это не назовешь, но постоянные расхождения и по Ливии, и по Сирии и по отношению к такому явлению, как "арабская весна", четко показывает, что у Вашингтона и Москвы по большому счету разные идеологии, разные подходы в геополитике, поэтому диалог Д.Медведева с Б.Обамой в рамках "перезагрузки" - это, скорее, фасад красивый, а за ним по-прежнему излюбленное нами пинание друг друга под столом", - оценил ситуацию А.Власов.
Политический анекдот
Медведев говорит Путину:
- Слышал, Никарагуа независимость Осетии и Абхазии признала!
Путин обижено:
- Больше пока ни на кого другого денег не хватило.