3. Персидские сказки
Даже спустя год ситуация в регионе не нормализовалась. Более того, масла в огонь добавил Иран с его атомной программой. США, Израиль и страны еврозоны подозревают его в попытках создать ядерное оружие, однако официальный Тегеран заявляет, что его программа носит исключительно мирный характер и направлена на получение электроэнергии. Конфликт грозит вылиться в полноценную войну, дав импульс к росту цен на нефть. Ведь Иран – второй среди стран ОПЕК по объемам добываемой нефти.
В начале этого года Евросоюз принял решение ввести мораторий на импорт иранской нефти с 1 июля 2012г. Иран заявил, что не намерен ждать подобных мер, и ввел запрет на поставки во Францию, Италию, Испанию, Грецию, Португалию и Нидерланды. В первую очередь эта мера стала действовать для компаний из Франции и Великобритании. Также вице-президент Ирана Реза Рахими предупреждал, что в случае санкций Запада, его страна перекроет проход нефтеналивных судов через Ормузский пролив.
Это заставило экспертов прогнозировать повышение цен на нефть. Например, старший аналитик отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК "Солид" Артур Ахметов отмечает, что в случае начала активных боевых действии возможен рост цен на нефть до 150 долл. за баррель. Но даже в этом случае страны ОПЕК, прежде всего Саудовская Аравия, а также Россия, вполне могут компенсировать прекращение поставок из Ирана. А блокирование Ормузского пролива на долгий период, по его мнению, исключено. Так что глобальный энергетический кризис из-за проблем в Персидском заливе маловероятен.
"Сейчас в любой момент может вспыхнуть война в Иране, которая перечеркнет все наши прогнозы, а эта война становится все вероятнее с каждым днем. В этом случае появятся новые факторы, которые нужно будет учитывать. Здесь надо будет смотреть на то, каким будет масштаб этого конфликта, какие страны будут в ней участвовать. Можно предположить, что цены на нефть в этом случае сильно вырастут", - соглашается директор департамента валютных рынков ФГ БКС Павел Андреев.
По мнению эксперта ФГ БКС, "сильный рост цен на нефть будет на руку российскому бюджету, однако мировые фондовые рынки в случае удара по Ирану могут вернуться на несколько месяцев назад".
Чтобы повысить эффект от мер, США пытается убедить Индию отказаться от покупок иранской нефти. А Китай - крупнейший потребитель иранской нефти, на которого приходится до 20% "черного золота" - ведет переговоры с Тегераном о поставках, рассчитывая получить значительный дисконт за сохранение или увеличение импорта.
ЕС является вторым по величине потребителем иранской нефти после Китая, поэтому прекращение поставок может болезненно ударить по самим европейцам. В первую очередь угрозу это представляет для Греции, которая четверть нефти импортирует на льготных условиях из Ирана.
Профессор кафедры мировой экономики МГИМО Светлана Суслина напомнила, что мир уже привык к ближневосточным кризисам, самые страшные из которых были в 1974 и 1979гг.
"Они отразились на мировой экономике, но ситуация выровнялась. И не случайно потом начали диверсифицировать источники нефти и энергоресурсов. Здесь, конечно, могут быть сильные колебания, но в целом не вижу большой угрозы для мировой экономики", - подчеркнула она, добавив, что энергоресурсы России и стран Юго-Восточной Азии позволят сбалансировать проблему.
"Нельзя забывать, что у США есть большие нефтяные резервы, предназначенные для чрезвычайных ситуаций подобного рода. Кроме того, в случае кризиса, члены OПЕКа и другие страны, включая Россию, вероятно, увеличат уровень добычи нефти и ее экспорта", - соглашается с коллегами профессор Южного методического университета США, приглашенный профессор Российской экономической школы Шломо Вебер.
По заявлению Саудовской Аравии, страна способна увеличить поставки на 2,5 млн баррелей в день, тем самым компенсировав потери для бывших иранских клиентов.
Таким образом, дефицита нефти на мировом рынке не ожидается, а рост цен, как обычно, сыграет на руку России. Однако аналитик Альфабанка Дмитрий Долгин замечает, что ситуация в регионе порождает две противоречивые тенденции. "С одной стороны, напряженность провоцирует опасение в сокращении предложения нефти, поэтому это фактор роста цен на нефть. Но, с другой стороны, в случае если эта напряженность перерастет в крупномасштабную войну, то в этих условиях все финансовые капиталы бегут в безопасные активы. В данном случае это доллар", - пояснил Д.Долгин. Согласно его прогнозу, нельзя ожидать, что если начнется война, то цены на нефть значительно вырастут, превысив отметку в 200 долл. за баррель.