2. Метаморфозы Старого Света
Начавшийся с периферийных стран кризис привел к спаду экономического роста всей Европы. По информации статистического агентства "Евростат", ВВП еврозоны в четвертом квартале прошлого года снизился на 0,3% по сравнению с предыдущим периодом.
Ситуация в Италии продолжает оставаться тяжелой. Госдолг страны составляет более 120% ВВП, при этом он в 6 раз больше, чем у почти затонувшей Греции. Экономика Португалии находится в жесткой рецессии, и не исключено, что ей придется вторично обратиться за финансовой помощью. Именно ей прочат повторение кризисной судьбы Греции.
Даже долг Франции, второй экономики еврозоны, в прошлом году достиг 85% ВВП. В январе агентство Standard & Poor's понизило рейтинг Франции и присвоило ей негативный прогноз. Чтобы вытащить экономику Пятой республики из кризиса, в котором та уже увязла по уши, власти берут курс на политику жесткой экономии. Французам обещано повышение пенсионного возраста с 60 до 62 лет и рост косвенных налогов.
Однако еврокомиссар по экономической и финансовой политике Олли Рен недавно оптимистично заявил, что греческий кризис - явление уникальное и изолированное, и он не повторится ни в одной стране ЕС.
Эксперты, опрошенные РБК, смотрят на ситуацию не столь радужно, отмечая наличие проблем у членов еврозоны, однако в полный развал зоны единой валюты в ближайшее время они не верят, так как это невыгодно ни самим европейцам, ни другим странам.
"Крах еврозоны нанесет существенный ущерб и самой сильной Германии (ударит по внешнему спросу), и единому европейскому пространству, и всей мировой расчетной валютной системе", - считает старший аналитик отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК Солид Артур Ахметов. Поэтому он полагает, что распад зоны евро - событие маловероятное, так как от единой валюты выигрывают не только проблемные страны, но и локомотивы еврозоны.
Европа сможет преодолеть греческий дефолт, если остальные страны сделают выводы и не допустят аналогичных проблем, поэтому крах еврозоны не очень вероятен, считает профессор Южного методического университета США, приглашенный профессор Российской экономической школы Шломо Вебер.
По мнению главного экономиста УК "Финнам Менеджмент" Александра Осина, сейчас нет трендов по развалу зоны евро. Крах вероятен только в очень отдаленной перспективе.
Против того, что в ближайшее время мы будем наблюдать парад европейских суверенитетов, еще и тот факт, что юридических инструментов для отказа от евро пока что не существует.
"Все контракты в Европе заключаются в евро, и пересмотр этих контрактов просто физически невозможен", - пояснил старший экономист компании "Тройка Диалог" Антон Струченевский. В то же время эксперт не исключает некоторую модификацию еврозоны.
Будущее еврозоны будет зависеть от развития событий в Греции. Аналитик Альфа-банка Дмитрий Долгин отметил, что сейчас обсуждается возможность разделения еврозоны на несколько блоков. "Если не будет достигнуто какой-то договоренности между периферийными странами и ключевыми относительно того, как нужно будет договариваться относительно долгового кризиса, то, в принципе, возможна такая ситуация, при которой выход из еврозоны станет для периферийных стран более привлекательным сценарием, чем нахождение в ней", - считает он.
Также Д.Долгин подчеркнул, что если год назад в вероятность краха никто не верил, то сейчас с вероятностью в 50% можно говорить о возможности отсоединения нескольких стран от зоны единой валюты в ближайшие несколько лет: "При этом сохранения евро в ключевых странах типа Германии, Франции, Бенилюкса, то есть стран с высокой производительностью труда, похожей фискальной политикой, можно ожидать. То есть не все страны откажутся от евро".
Профессор кафедры мировой экономики МГИМО Светлана Суслина считает "полноценный крах" маловероятным, однако сокращение входящих туда стран очень возможным.
"Большая семерка" европейских стран вряд ли откажется от единой валюты: очень многое сейчас завязано на евро. И, по сути дела, сейчас сложилась действительно единая экономика. Это был бы шаг назад, и Европа вряд ли его сделает", - подытожила она.