4. На поле Навального
Суть идеи
Во время передачи "Разговор с Владимиром Путиным" премьер заявил, что коррупция – это беда любой переходной экономики, и ее нужно истреблять под корень. А в программной статье отметил, что проблемы коррупции – это проблемы прозрачности и подконтрольности обществу госинститутов, а также мотивации чиновников.
Репрессии не могут составлять всю борьбу с коррупцией, ведь "если госслужба рассматривается не как служение, а как кормление, то на место одних разоблаченных воров придут другие", считает он. Коррупция должна стать для чиновников невыгодной, а для этого В.Путин предлагает внедрить новые принципы отбора, ротации и вознаграждения чиновников. Люди, работающие на коррупционно опасных должностях, должны получать высокую зарплату, но быть готовыми к абсолютной прозрачности расходов семьи.
Кроме того, он предложил изменить порядок выдвижения кандидатур на должности председателя и аудиторов Счетной палаты, проводить парламентские расследования.
"Борьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом, а не предметом политических спекуляций, полем для популизма, политической эксплуатации, кампанейщины и вброса примитивных решений, например призывов к массовым репрессиям. Те, кто громче всех кричат о засилье коррупции и требуют репрессий, одного не понимают: в условиях коррупции репрессии тоже могут стать предметом коррупции. И еще каким. Мало никому не покажется", - написал он.
Наш ответ Сингапуру
Предложенные В.Путиным меры не являются открытием, мировой опыт знает подобные примеры. Антикоррупционным чудом считается Сингапур, победивший мздоимство за сорок с небольшим лет. Там чиновников обеспечили высокими зарплатами, при этом их лишили неприкосновенности. Специально созданная независимая служба по борьбе с коррупцией получила право проверять банковские счета чиновников, членов их семей и даже друзей. Таким образом за решетку отправились несколько федеральных министров, глав профсоюзов, общественных деятелей, топ-менеджеров государственных компаний. Стране удалось достичь нулевой терпимости к коррупции – брать взятки там не выгодно.
"Сингапурские инициативы" В.Путина кажутся хорошими директору Международного института политической инициативы Евгению Минченко, однако он считает, что их реализация натолкнется на противодействие. "Мы видим, какое серьезное сопротивление у госчиновников встретила идея о декларации расходов, поэтому я думаю, шансы на реализацию существуют, но они не очень большие", - пояснил он.
По его мнению, обычно в России борьба с коррупцией превращается в выяснение отношений одних групп лиц с другими, то есть является удобным "инструментом внутриэлитных разборок".
Больше веры в успех у генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина. "Работа по реализации антикоррупционной борьбы сейчас ведется очень серьезная. Но пока на низовом и среднем уровне. Я так понимаю, что получив полномочия и кредит доверия населения, В.Путин переведет эту борьбу к радости населения России на высший уровень, то есть на уровень топ-менеджеров, и я думаю, что это вполне реальная перспектива. Потому что на последних выборах В.Путин апеллировал к широким слоям населения, а эти широкие слои населения ждут, когда же начнется антикоррупционная борьба", - отметил А.Мухин.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов считает, что принятие обещанных законов о контроле над расходами должностных лиц при большой белой зарплате, а также ратификация 20 антикоррупционной статьи Конвенции ООН расширят инструментарий для борьбы с коррупцией. Однако применение новых средств будет ограниченным.
"Коррупцию системной признал сам В.Путин, и для борьбы с ней нужно изменить природу существующей власти. Условно говоря, В.Путину будет необходима другая команда, собранная по другим принципам, состоящая из других людей для того, чтобы провести антикоррупционную санацию государственного аппарата. Это главное ограничение. Желания и готовности создавать другую команду после 12 лет работы, когда все устоялось, не видно", - объяснил М.Ремизов.
Однако некоторые меры в этой сфере могут все же быть реализованными. Например, публичный аудит госкомпаний и требование обязательного раскрытия структуры собственности для госкомпаний. Также М.Ремизов напомнил, что В.Путин обсуждал с Игорем Сечиным такой важный сегмент, как антиофшорное законодательство. "Это важно продолжать", - считает эксперт.