4. "Забыли" вручить
Медицинские споры
В 2008г. при вручении премии по физиологии и медицине за открытие ВИЧ Нобелевский комитет отметил французских ученых Франсуазу Барре-Синусси и Люка Монтанье, однако "забыл" про вирусолога Роберта Галло, открывшего ВИЧ почти в то же время. Исследователи потом долго спорили, кому принадлежит первенство и, главное, патент на ВИЧ-тест крови. В итоге они были объявлены соавторами, а патентные выплаты оказались разделены пополам.
"Нобелевка" всколыхнула старый конфликт, в адрес комитета последовали возражения, на которые шведы ответили, что они обращали внимание на то, кто был первым, а не на то, как ученые делили патенты.
Вручение медицинской "Нобелевки" в 2009г. также не обошлось без скандалов. За открытие "механизмов защиты хромосом теломерами и фермента теломеразы" были награждены трое американцев - Элизабет Блэкберн, Кэрол Грейдер и Джек Шостак. По сути, это открытие должно было объяснить механизм старения и помочь в лечении онкологии. Американцы доказали свою теорию экспериментально, в пробирках, на примере инфузорий. Однако забытым оказался советский ученый Алексей Оловников, который еще в 1971г. выдвинул гипотезу, позднее доказанную его заокеанскими коллегами.
После публикации первой статьи А.Оловникова за границей обратили внимание на изучение теломер. В дальнейшем авторы ссылались на открытие русского ученого: индекс цитирования у него один из самых высоких среди наших биологов. Несмотря на то что А.Оловникова также выдвинули на премию в 2009г., россиянин оказался незаслуженно забыт.
Борец за историческую справедливость
Не все обойденные ученые смиряются с такой ситуацией. Так в 2003г. премия за изобретение магнитно-резонансной терапии досталась американцу Полу Лотербуру и англичанину Питеру Менсфилду. Однако их коллега Реймонд Дамадьян заявил, что изобретателем метода является именно он, а потому должен быть третьим лауреатом.
В 1970г. аспирант Гарварда Р.Дамадьян выяснил, что раковые опухоли и здоровые ткани по-разному реагируют на ядерный магнитный резонанс. Ученый предложил использовать этот механизм для ранней диагностики рака и в 1974г. получил патент на изобретение МРТ (магнитно-резонансной томографии). Через три года он разработал аппарат для сканирования всего тела человека. Дорабатывать сканер взялись как раз химик П.Лотербур и физик П.Менсфилд, и усовершенствованный ими прибор оказался более эффективным.
Не смотря на то что Р.Дамадьян был удостоен американской Национальной медали в области технологий, а также награды Lemelson-MIT как "человек, который изобрел сканер МРТ", Нобелевский комитет про него также "забыл".
"Если бы я не родился, то МРТ существовала бы? Я так не думаю. А если бы не было Лотербура? Я бы рано или поздно докопался до сути дела!" - заявлял обиженный ученый.
Возмущенный таким поворотом дел он начал борьбу. Выкупив за 122 тыс. долл. рекламное место в New York Times, Р.Дамадьян опубликовал статью "Постыдная несправедливость, которую необходимо исправить", обращенную к лауреатам. По признанию ученого, ему нужны не нобелевские деньги, а историческая справедливость, и борется он не только за себя, но и за всех тех, кто был обижен и предан забвению Комитетом по Нобелевским премиям.
Ряд авторитетных ученых поддержал Р.Дамадьяна, написав в Шведскую академию письмо протеста. В Нобелевском комитете предпочли отмолчаться, заметив, что они делят людей на две категории - тех, кто получил премию, и тех, кому она пока не досталась. Тем более что правила вручения Нобелевской премии запрещают изменять решения.
Анекдот
Нобелевская премия (номинация "За волю к победе") присуждена группе уральских физиков, которая сумела добраться до Стокгольма без билета и денег, в товарных вагонах, но в смокингах, хотя босиком и пьяными.