2. Арт-подземелья Стокгольма и Москвы
Пещерная галерея
Стокгольмский метрополитен называют самой длинной художественной галереей. По сути, глубокие станции стокгольмской подземки - это вырубленные в скальной породе пещеры, причем их природный шероховатый рельеф стен оставлен без облицовки. Фактура подчеркивается необычной живописной покраской и подсветкой.
Метро состоит только из трех линий с ответвлениями, каждая из которых оформлена по-своему. Старые станции не отличаются от собратьев во всех других городах - они также скучны и заполнены рекламой. Самая молодая (ее первый участок был открыт в 1975г.) и самая красивая ветка - синяя, там что ни станция, то уникальное произведение искусства. Вклад во внешний вид подземки внесли более сотни шведских художников и архитекторов, среди которых были не только мэтры, но и студенты и даже дети. Комиссия отбирала проекты оформления, которые бы избавили пассажиров от клаустрофобии и других традиционных подземных стрессов.
Схема и знак Стокгольмского метрополитена
Художественную ценность в стокгольмском метро представляют не только стены, но и пол, потолки, указатели и скамейки. Шведский дизайн традиционно функционален: длинные переходы снабжены травалаторами, а яркая раскраска станций позволяет их с легкостью отличать.
Фото AFP
Оформление каждой станции подчинено определенной идее или концепции. Есть в Стокгольме ярко-красная станция, рассказывающая о вырубках леса и других экологических проблемах, есть арктическая станция со скульптурами пингвинов, есть станция, оформленная детскими рисунками. Есть в метро античные руины с археологическими находками, рисунки с мистером Пакманом, приколоченные к потолку башмаки, цитаты из Достоевского и схематичный рассказ об истории планеты Земля. Кроме того, нередко в стенах этого необычного метрополитена проходят художественные выставки.
Фото АFP
Дворец для рабочих и колхозников
В Московском метро, наоборот, наиболее красивыми являются старые станции, ведь первоначально столичное метро задумывалось в том числе как средство идеологического воздействия, поэтому, попадая туда, пассажир должен был видеть величественные интерьеры и ощущать гордость за державу.
Построенные с использованием 20 видов мрамора и графита, богато декорированные мозаиками, фресками и скульптурами, станции 1935-1955гг. - это настоящие подземные дворцы. Яркие примеры - помпезная "Комсомольская" с многочисленными мозаиками и завитушками, "Новослободская" с разноцветными витражами или "Площадь революции" с 76 скульптурами людей и зверей "нового мира" - солдат, матросов и собак. Не менее красива "Маяковская" с потолочными мозаиками на небесную тематику. Кстати, металлическую окантовку колонн на станции делали из фрагментов дирижабля, построенного по проекту Циолковского.
Фото ИТАР-ТАСС
После 1955г. появилось такое понятие, как типовые станции, к которым было решено перейти для экономии. Их оформление и планировка ничего, кроме унынья, вызвать не могут. Станции, открытые в 2000-е гг., получили индивидуальный характер и красивое и продуманное оформление: здесь и пасторальная "Марьина роща", и мрачная "Достоевская", и изящный "Славянский бульвар".
Фото ИТАР-ТАСС
Из 186 московских станций 44 признаны объектами культурного наследия. А в облицовку более чем 20 станций вкраплены древние окаменелости: наутилусы, аммониты и другие доисторические моллюски.
Несколько лет назад в Москве начали ходить тематические художественные поезда, стены которых украшены репродукциями картин. Также можно попасть в "литературный" состав, пущенный для популяризации чтения, и ознакомиться там с цитатами из классических произведений. На "Воробьевых горах" и вовсе открыли музей, в котором проходят выставки, посетителям метро уже показали чучела из Дарвиновского музея и трофеи из музея спорта. А в день рождения метро на одной из станций устраивается ночной концерт классической музыки.