РЖД готовятся выкупить железные дороги и порты Греции
"Тема актуальна, она изучается", - заявил он в кулуарах Московского экономического форума (МЭФ-2013). При этом В.Якунин напомнил, что греки собираются приватизировать оператора (Trainose), но не инфраструктуру. Глава РЖД подчеркнул, что речь прежде всего должна идти о синергии: порты, железная дорога, потребитель.
"Поэтому мы рассматриваем все в совокупности, но именно с точки зрения выгодности железнодорожного бизнеса", - сказал он.
Говоря о возможном финансировании, В.Якунин напомнил, что российская госмонополия реализует за рубежом только окупаемые проекты. "Под них мы можем занять сами", - заявил он.
В.Якунин подчеркнул, что если правительство РФ посчитает участие в этом проекте выгодным, то оно примет соответствующее решение. Глава РЖД отметил, что в настоящее время запрошена дополнительная информация у греческой стороны.
Напомним, что в 2011г. Trainose сократила убытки до 33 млн евро, а в течение первых двух месяцев 2012г. вернулась к прибыли, получив 142 тыс. евро. С началом долгового кризиса в Греции компания прошла через процесс реструктуризации бизнеса, получив от государства финансовую помощь в 1,4 млрд евро. Средства были направлены на повышение эффективности работы предприятия, убыточные маршруты которого были закрыты, а часть персонала уволена. В настоящий момент в Trainose трудятся 900 человек.
Напомним, что в декабре 2012г. СМИ сообщали о том, что РЖД могут приобрести крупнейшего оператора грузовых железнодорожных перевозок Болгарии - компанию "БЖД-Карго". Аналитики тогда отмечали, что в случае если болгарский перевозчик будет куплен, то РЖД сможет продолжить расширение на европейском рынке за счет приобретения активов в Греции.
В.Якунин также сообщил сегодня, что проект железной дороги на юге Вьетнама, соглашение о строительстве которой было подписано в марте 2013г., оценивается вьетнамской стороной в 1,5 млрд долл. "Это пока абсолютно первичная информация", - уточнил президент РЖД и добавил, что приводя эти цифры, он ориентируется на данные вьетнамских партнеров. "Пока самого проекта нет", - сказал он.
А вот предложение Монголии по проекту разработки угольного месторождения Таван-Толгой, в котором доля Монголии должна была составить 51%, РЖД не устроило. "Это схема мне представляется нереалистичной. О чем мы официально свою позицию изложили", - сказал В.Якунин.
Напомним, в июле 2011г. Монголия в результате тендера определила, что российский консорциум, в состав которого входили ОАО "Российские железные дороги" и Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК), получит 36% акций в проекте по освоению каменноугольного месторождения Таван-Толгой на юге Монголии. Еще 40% достались совместному предприятию (СП) китайской China Shenhua Energy Co. Ltd. и японской Mitsui, а 24% - американской Peabody Energy Corp. Но результаты тендера не были утверждены. Позднее сообщалось, что разработчик проекта - монгольская госкомпания Erdenes Tavan Tolgoi - испытывает финансовые трудности. В апреле 2012г. топ-менеджер компании заявил, что правительство Монголии может принять решение о самостоятельной разработке западного блока месторождения.
Месторождение коксующегося угля Таван-Толгой, разведанное в 1950г., расположено в Южно-Гобийском регионе Монголии. По некоторым оценкам, его запасы составляют свыше 6 млрд т угля.