2. "Увязли в сетях"
Но где есть спрос, там есть и предложение. Сегодня в Сети есть сообщества всех: от любителей кошек до кладбищенских могильщиков. Некоторые проекты превратились из амбициозных стартапов в крупные компании с миллиардной выручкой, а отдельные и вовсе обыгрывают Facebook на ее же поле.
Япония – страна высоких технологий, и телефон здесь – больше, чем устройство для звонков. В 2004г. Йошиказу Танака уловил веяния времени и основал стартап GREE, занимающийся разработкой и продвижением игр для мобильных телефонов. Для удобства пользователям был предложен полноценный функционал соцсети с профилями, сообщениями, фотоальбомами.
Проект оправдал себя: вскоре GREE обосновался в небоскребе в центре Токио, рыночная капитализация выросла до $6 млрд и Танака начал экспансию на европейский и американский рынки, приобретя за $100 млн мобильную игровую платформу OpenFient.
Йошиказу Танака, globallookpress.com
Facebook изначально создавался как сообщество университетских друзей, однако Марк Цукерберг быстро отошел от истоков. Дейв Морин, организовав в 2010г. стартап Path, напротив, намеревался возродить интимное общение в уютном кругу без гвалта и гама.
Соцсеть Path доступна только на мобильных устройствах. Автор идеи ввел ограничение на количество друзей, выбрав в качестве предела число Данбара (150 человек). Стартап нашел адептов: за 1 год с ноября 2011г. аудитория сети выросла с 30 тыс. пользователей до 3 млн. Эксперты рисуют перед проектом радужные перспективы: они уверены, что будущее – за мобильными соцсетями.
По этому же пути пошел и Ян Кум, в 2009г. создавший приложение WhatsApp, легко генерирующее список контактов на телефоне в самодостаточную социальную сеть. Эта программа, работающая на всех мобильных платформах, в том числе Blackberry и Symbian, дает возможность обмениваться не только сообщениями, но также фотографиями, видео- и аудиофайлами. Таким образом, человек получает возможность общаться со знакомым в обход сотовых операторов. Идея из Кремниевой долины заручилась поддержкой фонда Sequoia Сapital, выделившего на развитие $8 млн.
Россия не осталась в стороне от "социальной лихорадки" и представила много своих версий подобных проектов. Одной из самых амбициозных и интересных идей стала социальная сеть любителей книг, универсальный сервис для читателей LiveLib, открывшийся в феврале 2007г.
Сайт предлагает своим пользователям помощь в ведении личного читательского дневника, включая туда прочитанное и желаемое к прочтению, поиск новых книг, общение с единомышленниками, коллекцию рецензий и цитат. В ноябре 2011г. LiveLib стал лауреатом премии Рунета в номинации "Наука и образование", получив специальный приз за самое большое количество рецензий. Тем не менее LiveLib не удалось стать флагманом российского сегмента Интернета.
Создатели соцсети Astrotheapp.com сделали ставку на игрофикацию как важнейшее условие общения. В марте 2013г. этот проект стал одним из 12 лауреатов премии StartFellows, учрежденной Юрием Мильнером и Павлом Дуровым.
Мобильное приложение позволяет пользователям легко знакомиться с интересными людьми, "прокачивая" свой статус в Сети за счет реальных встреч с друзьями или случайными знакомыми. По словам создателей, их проект позволяет "заниматься приложением full time".
Другой финалист проекта StartFellows – полнофункциональная социальная сеть We Heart Pics – решил уйти от привычного "словесного" общения, ориентируясь на визуальную коммуникацию. В этом проекте основным источником информации о пользователе является фотография. Основная аудитория приложения – США, Китай, Южная Корея и Россия. На "хакатоне" Facebook Developer Hack Moscow проект удостоился одного из призов.
Однако эта задумка, новая для России, уже была реализована в Кремниевой долине в 2010г. тремя приятелями без технического образования. Инициатором Pinterest стал Бен Сиберман. Проект предоставляет пользователям бесконечную виртуальную доску, на которую они могут постить любые понравившиеся им изображения – от фотографии в паспорте до вида из иллюминатора МКС. Друзья пользователя ставят "лайки", оставляют комментарии и могут "утащить" изображение на свою стену.
Проект с первоначальным бюджетом в несколько тысяч долларов в январе 2012г. преодолел отметку в 10 млн уникальных пользователей, а в марте и вовсе стал третьей по популярности социальной сетью США. В феврале 2013г. инвесторы оценили капитализацию соцсети в 2-2,5 млрд долл.