М.Ходорковский: Для оппозиции я не стану спонсором
"Со стороны российской оппозиции было бы ошибочно меня воспринимать как спонсора. Две причины - я сейчас не настолько богат, и это может для них нести риски уголовного преследования в связи с обвинениями в легализации доходов", - пояснил он свое решение. Об этом сообщил корреспондент РБК с пресс-конференции. Отказался М.Ходорковский и от политической борьбы: "Вопрос политики, как борьбы за власть для меня также не стоит. Но общественной деятельностью заниматься собираюсь, в том числе - освобождением политических заключенных".
Кроме того, экс-глава "ЮКОСа" отказался и от карьеры в бизнесе. "У меня нет планов возвращаться в бизнес. Я достиг всего, чего я хотел. Я создал компанию, которая была второй крупнейшей в стране. Повторять этот успех мне не интересно. То время, которое у меня осталось для активной деловой жизни, я хотел бы посвятить тем людям, которым хуже, чем мне. Отдавать им долги. Чтобы российское общество чуть-чуть изменилось и стало получше. А как конкретно - я скажу позже. Дайте мне чуть-чуть больше, чем 36 часов", - пояснил М.Ходорковский.
Также М.Ходорковский отметил, что само прошение о помиловании для него было формальностью: "Для меня никогда не было проблемой написать прошение о помиловании. Моя судьба, судьба моих коллег, в руках лично президента В.Путина. И было неважно, как я освобожусь - по окончании срока, или по помилованию. Все равно это решение принималось бы по распоряжению В.Путина. Поэтому это прошение для меня — формальность", - отметил он.
Отдельный блок вопросов был посвящен взаимотношениям М.Ходорковского и В.Путина. - А что вы лично чувствуете по отношению к В.Путину? - спросили его журналисты. - Я понимал, что мы, бизнес, играем в жесткие игры. В отношении меня он, конечно, сыграл жестко. Но, стоит отметить, мою семью это отношение не затронуло. Именно это позволило мне воспринимать это противостояние слишком эмоционально. Именно из-за того, что к семье хорошо относились, я воспринял наши отношения прагматически. А в прагматических играх не должно быть эмоций. Да, такие условия игры, да, они мне не нравятся, но они такие, - ответил М.Ходорковский.
При этом свое заключение и дело "ЮКОСа" сам глава бывшей компании связал все с тем же совещанием В.Путина с крупными бизнесменами 19 февраля 2003 года. Каких-либо новых деталей и своих догадок М.Ходорковский не сообщил, указав лишь, что само дело "несомненно было "политически мотивированным"".
Не сообщил он ничего нового и поводу своего помилования: "Впервые о возможности помилования я услышал от своих адвокатов 12 ноября [2013 года], когда они приехали в колонию. Они сказали - господин [Ганс-Дитрих] Геншер говорит о том, что президент В.Путин не ставит условием моего освобождения признание вины. И что мне просто нужно написать прошение о помиловании без признания вины", - указал бывший бизнесмен. Он отметил, что не знает, почему для переговоров был выбран именно экс-глава немецкого МИД: "Мне предложили Геншера. Я знал его хорошо. Я не думал, что у него получится, но у него получилось".
На вопросы о своих дальнейших планах, М.Ходорковский попросил дать ему время: "Я, все-таки, еще только 36 часов на свободе", - сказал он. Он отметил, что в Россию пока возвращаться не планирует, так как в отношении его и Платона Лебедева до сих пор не закрыт иск на 17 млрд. рублей по "первому делу "ЮКОСа"". Кроме того, он планирует в первую очередь заняться лечением матери.
Напомним, сегодня, 22 декабря, экс-глава "ЮКОСа" дал свою первую после освобождения пресс-конференцию. На ней присутствовало минимум несколько сотен российских и зарубежных журналистов. В общей сложности, его общение с журналистами продлилось чуть меньше двух часов. Мы вели текстовую трансляцию с пресс-конференций экс-главы "ЮКОСа".
Указ о помиловании М.Ходорковского был подписан президентом РФ Владимиром Путиным 20 декабря. После этого бизнесмен улетел в Берлин, где его встретил Ганс-Дитрих Геншер. М.Ходорковский поселился в отеле Adlon в центре столицы Германии.