Конституционный суд ФРГ назвал программу ЕЦБ незаконной
"С поправкой на толкование Европейского суда Федеральный конституционный суд расценивает решение об OMT как несовместимое с базовым законодательством Евросоюза. Однако эта оценка может быть пересмотрена, если OMT будет интерпретирована в согласии с базовым законодательством", - говорится в сообщении высшего немецкого суда.
Таким образом, вопрос о законности программы Outright Monetary Transactions (OMT) остается нерешенным, и ЕЦБ пока не сможет задействовать эту программу, даже если захочет.
Программа OMT была объявлена главой ЕЦБ Марио Драги еще в сентябре 2012г. Она предусматривает возможные интервенции ЕЦБ на вторичных рынках госбумаг проблемных стран ЕС. Программа была разработана в ответ на кризис суверенных долгов в еврозоне и предназначалась для того, чтобы облегчить таким странам, как Испания и Италия, заимствования на рынке за счет снижения доходностей по уже выпущенным облигациям. Однако ЕЦБ так и не пришлось активировать эту программу: само наличие такого механизма успокоило рынки и повлекло снижение стоимости заимствований для европейских государств.
Тем не менее, программа OMT остается в арсенале Европейского центробанка, но уже как способ увеличить ликвидность в финансовой системе с целью ослабить дефляционные риски. Накануне Драги подтвердил, что скупка госбумаг на вторичном рынке может быть использована, если потребуется.
Конституционный суд Германии полагает, что программа OMT может выходить за пределы полномочий ЕЦБ, если она будет квалифицирована как "самостоятельный акт экономической политики" (мандат ЕЦБ ограничен денежно-кредитной политикой). Кроме того, покупка гособлигаций, пусть даже и на вторичном рынке, может идти вразрез с обязательством ЕЦБ не монетизировать бюджетные дефициты правительств: скупка госбумаг у банков оказывает такие монетарные эффекты, которые облегчают правительствам задачу рефинансирования долга.
Аналитики пока не могут однозначно оценить внутренний смысл сегодняшнего решения немецкого суда.
"Оно может означать, что суд исчерпал свои законные возможности влиять на европейские дела, либо свидетельствовать о том, что вопрос (об OMT. - Примеч. РБК) настолько сложный и деликатный, что лучше от него отойти", - цитирует Bloomberg мнение экономиста ING Group Карстена Бржески.