Власти собираются подчинить "Яндекс" закону о СМИ
Является ли "Яндекс" средством массовой информации? Этот вопрос стал актуальным благодаря Владимиру Путину: месяц назад, отвечая на медиафоруме ОНФ на вопрос блогера по этому поводу, президент сказал, что с "Яндексом" "не так все просто": "Сейчас и в правительстве, и в администрации президента рассматривается вопрос, обсуждается и общественностью, что признавать средством массовой информации, что не признавать".
Очевидно, что не считать "Яндекс.Новости" СМИ было бы несправедливо — об этом и говорил президент, объяснил вчера РБК пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, отвечая на вопрос, есть ли в руководстве страны консенсус по данному вопросу. Такой ресурс — СМИ, и сейчас на экспертном уровне ведется дискуссия, как закрепить это в законодательстве, но она пока не завершена, сказал Песков.
Опрос депутатов Госдумы, который провел РБК, показал, что дискуссия дошла уже до подготовки законопроекта.
"Здесь уже мы должны вмешаться"
"Когда поисковик набрал слишком серьезный размах, дает уже свой комментарий и в себе синтезирует большое количество новостного контента, здесь уже мы должны вмешаться и четко прописать в законодательстве, что "Яндекс.Новости" реально является СМИ", — объясняет первый зампредседателя комитета по информполитике Вадим Деньгин. По его словам, соответствующий законопроект может появиться в ближайшее время: тема обсуждается на общественных площадках, с министерствами и ведомствами.
Его коллега-депутат подтверждает, что работа ведется; возможно, отмечает он, "Яндекс.Новости" и ресурсы, подобные ему, могут получить статус "гибридных СМИ". У основной массы россиян возникает привычка в первую очередь заходить не на новостные сайты, а на "Яндекс", где четко указано, какие новости последние, — и это определяет сам "Яндекс", рассуждает Деньгин. Фактически являясь СМИ, "Яндекс" не отвечает за публикации, а когда зарегистрируется как СМИ — будет отвечать по закону, заключает Деньгин.
Топ "Яндекс.Новости" формируется не автоматически, новости модерируются и выдаются под определенным углом, уверен третий собеседник РБК в Госдуме. По сути, "Яндекс.Новости" выполняют работу СМИ — делают выжимку из новостей так, чтобы читатель сразу мог ухватить их суть, интерпретируя их, добавляет еще один парламентарий.
Законопроект может быть внесен после того, как депутат от ЛДПР Андрей Луговой получит ответ на свой запрос в Генпрокуратуру по поводу "Яндекса" — является тот СМИ или нет, говорит один из собеседников РБК.
Запрос был направлен 13 мая, ответ ожидается в течение месяца. Луговой сказал РБК, что подготовит законопроект, если получит положительный ответ из Генпрокуратуры. Источник РБК, близкий к руководству "Единой России", уверен: ответ Генпрокуратуры подтвердит подозрения депутата, и надзорное ведомство предпишет "Яндекс.Новости" зарегистрироваться как СМИ.
У руководства страны есть понимание, что такой шаг давно пора сделать, утверждает собеседник РБК. "Если они хотят сохранить новости, конечно, они должны стать СМИ. Или они могут отказаться от топа. Вот у Google его нет, и эта компания регистрироваться не должна", — заключает он.
Новый закон обяжет регистрироваться в качестве СМИ все поисковые системы интернета, говорит Луговой. Действие закона может быть еще более широким — распространиться на все сайты, агрегирующие новостной контент, а не только на поисковики, добавляет другой депутат.
"Мы не можем гарантировать, что на нас не может быть оказано давление"
Пресс-секретарь "Яндекса" Ася Мелкумова была лаконична: "Ни прокуратура, ни Луговой к нам не обращались. Мы готовы всем рассказать про принципы работы "Яндекс.Новости".
Подбор сообщений в "Яндекс.Новости" полностью автоматизирован и никак не подвержен редакционному выбору, подчеркивает интернет-компания в своей отчетности. Среди возможных рисков "Яндекс" в годовом отчете указывает, что крупный бизнес в России может быть подвержен политическому давлению.
"Мы не можем гарантировать, что на нас не может быть оказано политическое давление, которое существенно отразится на нашем бизнесе. Более того, хотя "Яндекс.Новости" беспристрастно агрегирует контент, другие стороны могут расценить наш сервис как политизированный, что может спровоцировать на нас политическое давление", - сообщает компания.
Агрегатор новостей — существенная часть бизнеса "Яндекса". Всероссийская ежемесячная аудитория раздела "Яндекс.Новости", по данным TNS Russia за апрель этого года, превышает 21,9 млн человек в возрасте 12-64 лет, ежедневная — 5,1 млн человек. Показатели главной страницы поисковика, где пользователь лишь видит краткие аннотации новостей, в разы больше — 48,3 млн и 22 млн соответственно.
Монетизируются "Яндекс.Новости" благодаря контекстной и баннерной рекламе. Как объясняет директор по цифровым коммуникация рекламной группы Dentsu Aegis Network Russia Андрей Чернышов, достоинство рекламы на "Яндекс.Новости" заключается в эксклюзивности формата — всего один рекламный модуль на странице — и в традиционно высоком CTR (соотношение кликов на рекламное сообщение к числу просмотров). Исторически заполняемость "Яндекс.Новости" рекламой была одной из самых высоких среди всех проектов "Яндекса", добавляет Чернышов. Сама компания выручку по своим отдельным сервисам не раскрывает. Общая рекламная выручка "Яндекса" (без учета партнерской рекламной сети) в 2013г. достигла 30,9 млрд руб.
Узнать позицию вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего в правительстве связь и коммуникации, Минкомсвязи, Роскомнадзора, Генпрокуратуры, Mail.Ru Group и Google, вчера не удалось: их представители либо были недоступны, либо не ответили, либо отказались от комментариев.
Как ограничивали интернет в России
10.04.2007
Прокуратура впервые возбудила уголовное дело за публикацию в блоге - по запросу депутата Госдумы Виктора Алксниса, которого оскорбила запись в "Живом Журнале", оставленная обычным пользователем Тимофеем Шевяковым. Дело было спущено на тормозах.
07.07.2008
Впервые в истории России суд вынес приговор за факт публикации в соцсетях оскорбительного комментария. Осужденный на один год лишения свободы условно Савва Терентьев негативно отозвался о милиционерах в комментарии к чужой записи в "ЖЖ". После этого за высказывания в интернете блогеров стали привлекать к ответственности повсеместно.
20.04.2011
Премьер-министр Владимир Путин заявил, что не считает "возможным что-либо ограничивать" в интернете, но добавил, что "большинство интернет-ресурсов находятся за океаном", поэтому российские спецслужбы должны следить за их деятельностью.
28.07.2012
Подписан закон о создании Единого реестра запрещенных сайтов для досудебной блокировки сайтов с детской порнографией, информацией о наркотиках, призывами к суициду и личными данными несовершеннолетних, пострадавших в результате преступлений. Ранее сайты с запрещенными материалами могли быть заблокированы только по решению суда.
08.04.2013
Подписан закон о запрете нецензурной брани в СМИ, в том числе в интернет-СМИ, которые, в частности, должны нести ответственность и за комментарии читателей на своих форумах.
30.12.2013
Подписан закон о досудебной блокировке сайтов, в том числе интернет-СМИ, за публикацию материалов экстремистского характера. Такие сайты по представлению Генпрокуратуры блокируются в течение одного дня. Закон вступил в силу 1 февраля 2014г.
04.04.2014
Одобрен в первом чтении законопроект о досудебной блокировке сайтов, распространяющих "заведомо недостоверную информацию о банках".
24.04.2014
Президент Путин на медиафоруме в Санкт-Петербурге заявил, что "все это (сбор персональных данных на удаленных серверах. - Примеч. РБК) возникло<...> на заре интернета как спецпроект ЦРУ США. Так и развивается". Он предложил размещать серверы крупных национальных интернет-ресурсов на территории России.
05.05.2014
Подписан закон об ограничении объемов неидентифицированных интернет-платежей (для физических лиц в адрес компаний и организаций - до 1 тыс. руб. в день и 15 тыс. руб. в месяц; неидентифицированным физлицам запрещено переводить деньги друг другу).
05.05.2014
Подписан закон о блогерах, согласно которому всякий владелец сайта, посещаемого более чем 3 тыс. пользователей в день, обязан раскрыть на нем свои фамилию и инициалы, а также действующий электронный адрес. Кроме того, блогер несет персональную ответственность, приравненную к ответственности СМИ, за достоверность публикуемых им сведений.
Михаил Рубин, Светлана Бочарова, Мария Макутина, Сергей Соболев