Чиновники закрепляют в законе понятия "культура" и "искусство"
Документ, подготовленный Минкультом, представлен в четверг на заседании общественного совета при министерстве.
Закон описывает полномочия государственных органов при регулировании этой сферы. Необходимость разработки нового закона о культуре чиновники обосновывают тем, что предыдущий нормативный акт - Основы законодательства Российской Федерации о культуре - был принят в 1992г., еще до принятия Конституции России.
Законом описываются основные термины, необходимые для регулирования сферы культуры. Помимо "культуры", вводится термин "искусство" ("одна из форм проявления общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, способ духовного освоения мира"). Термины "верования", "традиции", "духовные" в то же время не определены.
Документ претендует на регулирование не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами. В проекте "предложено новое более широкое понимание единого пространства русского языка и культуры, позволяющее охватить не только Российскую Федерацию, но и сопредельные и иные территории, где есть люди, владеющие русским языком и/или принимающие соответствующие исторически сложившиеся на территории России культурные нормы и ценности", указывается в прилагающейся к закону презентации.
Член общественного совета, координатор общественного движения "Архнадзор" Константин Михайлов критически относится к определению культуры и искусства в законопроекте. "Дается слишком широкое толкование культуры, недопустимое для юридического документа. Если нужно отрегулировать сферу кино, театров, библиотек, музеев и т.д., определение должно быть более узким. Не должно возникать социокультурных сомнений и желания продолжить данные определения", - замечает Михайлов.
Директор Российского института культурологи Кирилл Разлогов, принимавший участие в разработке законопроекта, отмечает, что этот документ "по сути, является систематизацией того, что уже существует в культурной сфере". В ходе заседания Общественного совета участники пришли к мнению, что проект закона слишком либерален, однако Разлогов считает, что закон о культуре "не должен подменять уголовный кодекс".
Бюджетные траты, по словам первого зампредседателя думского комитета по культуре Елена Драпеко, в случае принятия закона в существующем виде увеличатся, поскольку законопроект предполагает гарантии финансирования культуры в процентах. Количество налогов, которое будет отдаваться на культурные нужды, будет определяться по нормативам, уже содержащимся в подзаконных актах. "В самом законе это не прописано, каждый регион сам должен будет подсчитать по нормативам, сколько нужно библиотек, музеев, театров и т.д. и сколько требуется финансирования", – объяснила депутат. "Министерство финансов не пропустит все, что связано с финансированием, налогообложением, обеспечением норм трудового кодекса, и останутся одни декларации. Культура у нас – убыточная сфера, денег на нее давать не хотят", – сетует Драпеко.
В апреле 2013г. президент Владимир Путин объявил 2014г. Годом культуры. Через год на заседании оргкомитета по проведению Года культуры в России председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что в этом году должны быть разработаны базовые документы в сфере культуры, в частности основы государственной культурной политики, новый федеральный закон о культуре и стратегия развития культуры до 2025г.
Проект Основ государственной культурной политики, подготовленный рабочей группой во главе с руководителем администрации президента Сергеем Ивановым, был опубликован 16 мая. Подготовка этого документа сопровождалась скандалом. В рабочие материалы к проекту Основ, разработанные при участии замминистра культуры Владимира Аристархова, в числе прочего входил тезис "Россия не Европа", который вызвал негативную реакцию представителей российской интеллигенции, написавшей открытое письмо с требованием не включать этот и подобные тезисы в итоговый документ. Это требование было выполнено, а за основу был взять альтернативный проект. В вынесенном на общественное обсуждение документе говорится, что для его реализации потребуется изменение законодательства в сфере культуры.
Степан Опалев, Фарида Рустамова