Любители экстрима помогли GoPro провести рекордное IPO
Всего GoPro продала 17,8 млн акций класса А по верхней границе ценового диапазона, который был установлен на уровне 21-24 долл. за бумагу. Компания может продать дополнительный пакет акций в рамках опциона greenshoe, и тогда общая сумма привлеченных средств достигнет 491 млн долл. В этом случае, по данным Dealogic, IPO GoPro станет рекордным среди производителей электронного оборудования, превзойдя результат Duracell International (433 млн долл. в 1991г.).
Полученные в ходе размещения средства компания Вудмана планирует потратить на развитие и выплату долгов, которые на конец мая составили 110,7 млн долл.
GoPro подала заявку на IPO в начале этого года, и аналитики уже тогда прогнозировали, что размещение вызовет большой интерес у инвесторов. Компания производит портативные камеры, которые крепятся на руке или голове, поэтому крайне популярны у спортсменов-экстремалов и туристов. Прибыль компании в прошлом году выросла на 88% - до 61 млн долл., а выручка на 87% - до 986 млн долл., говорится в проспекте к IPO. Доля GoPro на рынке цифровых камер-регистраторов в 2013г. составила 30,4%, превысив аналогичные показатели Sony, Panasonic и Canon (данные аналитической компании IDC). На рынке видеокамер, приспособленных для съемки в экстремальных условиях, GoPro занимает долю примерно в 77%. Всего с 2009г. GoPro продала 8,5 млн устройств, из них 3,8 млн - только за 2013г.
Миллиардер-экстремал
Генеральный директор и основатель компании Николас Вудман в ходе размещения продал 3,56 млн принадлежавших ему акций (примерно за 85,5 млн долл.). После IPO под контролем Вудмана останется 47,7% акций компании, следует из проспекта GoPro.
Вудман - поклонник экстремальных видов спорта. По его словам, коммерческая идея создания видеокамеры, которую можно крепить на запястье или голове при занятии серфингом, пришла ему в начале 2000-х гг. во время серф-тура по Индонезии и Австралии. Вудман подметил, что туристы и спортсмены активно готовят фото- и видеоотчеты, но для качественных снимков им приходится нанимать фотографов и операторов с профессиональным оборудованием. Первые видеокамеры Вудмана для экстремалов появились на рынке в 2004г., и уже за первый год продаж выручка GoPro составила 350 тыс. долл. Настоящий прорыв произошел через несколько лет, когда GoPro стала выпускать свою продукцию не только для серфингистов, но и сноубордистов, автогонщиков и велосипедистов. Камеры пользуются большим спросом из-за хорошего сочетания "цена - качество": стоимость камеры, позволяющей снимать в качестве HD с углом 170 градусов, составляет от 200 до 400 долл.
Риски не пугают
Размещение GoPro вызвало очень большой интерес у инвесторов, несмотря на целый ряд рисков, которые могут омрачить перспективы компании Вудмана. По итогам квартала, завершившегося 31 марта этого года, выручка GoPro выросла всего на 8% - до 235 млн долл., а прибыль упала на 55% - до 11 млн долл. Некоторые эксперты в связи с этим вспоминают об истории с видеокамерами Pure Digital’s Flip, которые были очень популярны в США пять-шесть лет назад. В 2009г. компанию приобрел американский гигант Cisco Systems за 600 млн долл., но затем интерес рынка к Flip пошел на убыль. В апреле 2011г. Cisco прекратило производство этих видеокамер.
Высоким является и риск ужесточения конкуренции со стороны других ведущих производителей подобных видеокамер - Sony, Panasonic и Canon. Кроме того, в этот сегмент рынка могут активно вторгнуться производители мобильных устройств, включая Apple и Samsung. Сейчас, правда, угроза минимальна, так как большинство пользователей не захотят рисковать, используя дорогостоящие смартфоны и планшеты для съемки в экстремальных условиях, но ситуация может измениться, предупреждает GoPro.
Владимир Павлов