Россияне начинают экономить из-за снижения реальных доходов
Как следует из отчета Росстата, с апреля по июнь нынешнего года россияне потратили на продукты питания, напитки и сигареты 2,94 трлн руб., что на 0,1% ниже показателя аналогичного периода 2013 года. Последний раз снижение в торговле продуктами было зафиксировано в декабре 2009 го. Падение продаж продуктов началось в мае (на 0,3%) и продолжилось в июне этого года (на 1,2%), считает Росстат.
С непродовольственными товарами ситуация лучше: их продажи в первом полугодии увеличились на 4,4%, до 6,29 млрд руб.
Таким образом, вся розница в стране с начала года выросла на 2,7%, до 11,93 трлн руб.
Как следует из доклада Росстата, снижение спроса на целый ряд товаров и услуг связан со снижением реальных располагаемых доходов населения: в июне они сократились на 2,9%, в первом полугодии — на 0,2%.
Главный экономист Центра развития ВШЭ Валерий Миронов объясняет провал в доходах девальвацией рубля в первом квартале 2014 года — ее следствием стало подорожание импортных товаров. "Снижение потребления продуктов питания, которое уже заметно, означает, что люди стали копить на черный день. Это плохой знак — готовятся к кризису", — говорит Миронов.
Директор Союза независимых сетей России (объединяет 73 региональные торговые компании) Сергей Кузнецов отмечает, что потребители, по его наблюдениям, стали более бережливыми и экономными. "Падение рынка означает, что потребители стали экономить", — согласна старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева.
Гиганты пока растут
Обеспокоенность аналитиков вызвал отчет X5 Retail Group: сопоставимый трафик в ее супермаркетах "Перекресток" с апреля по июнь сократился на 4,3%, в дискаунтерах "Пятерочка" — на 0,6%, отток по всей группе составил 1,2%. Снижение числа покупателей компания объяснила слишком холодным июнем и длинными, по сравнению с предыдущим годом, выходными. При этом выручка X5 за полугодие выросла на 15,3%, до 299,1 млрд руб.
Другие крупные продуктовые ретейлеры также нарастили продажи: ускорение роста выручки показали все, кроме "О’кей". Во втором квартале быстрее всех росли "Лента" (на 39%), "Магнит" (30,6%) и "Дикси" (26,7%).
Но на десять крупнейших продовольственных ретейлеров по прежнему приходится менее 25% продуктового рынка России. "Они по-прежнему находятся в активной стадии роста за счет экспансии в новые регионы и увеличения плотности покрытия розничной сети", — объясняет Колупаева.
Остыли к холодильникам
Вчера отчитался за первое полугодие крупнейший российский продавец бытовой техники и электроники "М. Видео": впервые с 2010 года ретейлер не смог нарастить выручку во втором квартале из-за охлаждения рынка. Продажи компании с апреля по июнь увеличились на незаметные 0,07%, до 29,409 млрд руб. без НДС по сравнению с 29,387 млрд руб. за тот же период 2013 года. Динамика в сопоставимых магазинах сети во втором квартале была отрицательная: продажи упали на 5,6%, данных о среднем чеке и трафике компания не предоставила.
"Во втором квартале мы наблюдали серьезное охлаждение рынка потребительской электроники в России", — комментирует результаты в сообщении компании президент "М. Видео" Александр Тынкован.
Одежда не нужна
По словам владельцев одежных торговых сетей, в начале года из"за неуверенности в устойчивости российского рубля покупатели сократили затраты. "Одежда — одна из первых статей семейных затрат, на которых начинают экономить во время экономических кризисов", — говорил РБК владелец сети Baon (более 130 магазинов) Илья Ярошенко.
Глава компании Sela Эдуард Остроброд отмечал, что количество вещей в чеке уменьшалось и компании пришлось вложить дополнительные средства в маркетинг. В итоге продажи удалось удержать, но снизилась рентабельность. Такое же положение дел отмечали и несколько других ретейлеров.
Компания Watcom, которая специализируется на измерении покупательских потоков в торговых центрах (в Москве оценивает около 100 объектов, включая ТЦ "Мега", Vegas, "Золотой Вавилон", "Афимолл"), фиксировала с середины марта по середину мая падение покупательского трафика на 6,1% в столичных моллах. Правда, к концу июня, по ее данным, количество покупателей вернулось к показателям 2013 года.
Перешли на подержанные
Первая половина 2014 года оказалась трудной для российских автодилеров. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за первые пять месяцев 2014 года продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в России снизились на 6%, до 1,1 млн проданных автомобилей. При этом статистика свидетельствует о нарастании негативного тренда: продажи в мае были на 12% хуже показателей годом ранее. По прогнозу ассоциации "Российские автомобильные дилеры", спад в июне должен был достигнуть 16%.
Вместе с тем продажи подержанных автомобилей, наоборот, выросли. По данным аналитического агентства "Автостат", продажи автомобилей на вторичном рынке в первой половине 2014 года выросли до 2,9 млн штук, что на 11% превышает показатель 2013 года. Однако, как и в случае с продажей новых автомобилей, начиная с мая на рынке наметился негатив: темпы роста продаж подержанных автомобилей начали снижаться. Еще в апреле участники рынка фиксировали рост продаж в сегменте с начала года на 16,4%.
По мнению исполнительного директора "Автостата" Сергея Удалова, перемены в потребительском поведении покупателей связаны с снижением доходов и сменой приоритетов потенциальных клиентов. Многие решили отложить смену машины на пару лет.
Квартиры еще продаются
Согласно недавно опубликованным данным публичных девелоперов "Эталона" и ЛСР, продажи построенных ими квартир резко увеличились в первые шесть месяцев 2014 года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года "Эталон" продала на 33% больше жилья: 204 тыс. кв. м против 153,5 тыс. У группы ЛСР результаты оказались еще лучше: за первое полугодие компания заключила новые контракты на продажу 453 тыс. кв. м, что на 60% больше первого полугодия 2013 года.
Хорошими показателями полугодия застройщики обязаны высоким темпам первого квартала, поскольку за период с апреля по июнь темпы роста их продаж замедлились. "Эталон" во втором квартале 2014 года продал лишь на 18% больше, чем за аналогичный период 2013 года (94,9 тыс. кв. м против 80 тыс.), ЛСР прибавила 15% (189 тыс. кв. м против 164 тыс.).
Резкий рост продаж, наблюдавшийся на рынке в первом квартале, постепенно сходит на нет, и к сентябрю рынок ждет стагнация, уверена генеральный директор "Метриум Групп" Мария Литинецкая. "Средний рост продаж жилья в первом полугодии составил 30–40%, — подтверждает эксперт. — Его основными драйверами стали квартиры экономкласса, которые, будучи основой предложения "Эталона" и ЛСР, обеспечили прекрасные полугодовые результаты компаниям". Главными причинами волатильности рынка Мария Литинецкая считает общее ухудшение экономической ситуации в стране и ослабление рубля.
Анна Левинская, Кристина Бусько, Денис Пузырев