Перейти к основному контенту
Общество ,  
13 

Крах «Лабиринта»: почему туроператоры работают в минус

Причиной своего краха туроператор «Лабиринт» назвал вызванное ослаблением рубля снижение покупательской способности, негативную политическую и экономическую ситуацию, а также запрет силовикам выезжать за границу. Необходимо добавить: «Лабиринт» специализировался на Греции, традиционно самом проблемном летнем направлении, где туроператоры годами работают в убыток.
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Россияне действительно стали меньше ездить в Европу, свидетельствует собранная РБК статистика. Так, в мае количество россиян, побывавших в Испании, снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2%, до 113,6 тыс. человек, в июне — уже на 14%, до 221,9 тыс. Отрицательная динамика уже несколько месяцев наблюдается по экскурсионной Финляндии: в мае, к примеру, российский турпоток в эту страну сократился на 26%, до 48,8 тыс. человек. Зафиксирован спад и на тех направлениях, где доля организованных туристов, то есть отправившихся за границу через турфирмы, традиционно невелика. В том же мае Германию посетили 89,6 тыс. россиян, что на 11% меньше, чем годом ранее. Во многом это, конечно, обусловлено резким ослаблением рубля.

Но явное снижение интереса к Европе вовсе не означает, что этот туристический сезон оказался полностью провальным. Самым массовым летним направлением для россиян была и остается Турция, а в эту страну турпоток продолжает расти. В мае он вырос на 14%, до 694,9 тыс. человек, в июне — на 17%, до 805,3 тыс. Тем самым из-за колоссальных объемов турецкого направления спрос на отдых за границей в целом не только не падает, а даже растет. Можно лишь говорить о перераспределении турпотока.

Именно Турция считалась в последние годы у российских туроператоров одним из самых успешных направлений. Его ключевые игроки не гнались за резким ростом объемов, а старались держать цены, что позволяло работать в плюс. Показательно, что прошлым летом рост российского турпотока в Турцию составлял, по данным ее министерства туризма, «скромные» 13—15% в месяц, а летом 2013-го он вообще не превышал 5—10%.

Иная картина наблюдалась в Греции. По итогам предыдущего сезона она на равных конкурировала с Испанией за второе место среди самых популярных летних направлений. Греческая статистика свидетельствует: в июне 2013-го турпоток из России вырос на 52%, до 232 тыс. человек, в июле — на 55%, до 270,7 тыс., в августе — на 43%, до 320,6 тыс. Для сравнения: число россиян, посетивших Испанию, в июне прошлого года выросло на 37%, до 257,8 тыс. человек, в июле — на 24%, до 251 тыс., а августе — на 31%, до 284,6 тыс.

Но увеличение греческого турпотока в среднем в полтора раза за лето никак не было оправдано экономически: общее количество россиян, имеющих возможность отдохнуть за границей, не растет такими темпами. Резкий скачок имел простое объяснение: в очередной раз заявив избыточное количество авиаперевозки, туроператоры вынуждены были искусственно стимулировать спрос, продавая туры ниже их себестоимости. В июне прошлого года, к примеру, стандартный тур в Грецию можно было купить примерно за 150 евро, хотя только себестоимость авиаперевозки составляет около 300 евро.

В последние годы на греческое направление каждый сезон выходил новый игрок, которому было важно за счет низких цен отвоевать свою долю рынка. В результате практически каждый год операторы греческого направления вынуждены были фиксировать убытки по итогам сезона. «Лабиринт» был одним из старожилов греческого направления.

Показательно, что накануне летнего сезона еще 2011 года от всех своих чартерных программ отказался туроператор «Мегаполюс», ранее также один из заметных игроков греческого направления. В 2007 году 80% в «Мегаполюсе» купил швейцарский турхолдинг Kuoni, после чего каждый год был вынужден фиксировать убытки своего российского подразделения. Фактический уход «Мегаполюса» с рынка его собственник тогда объяснил тем, что чартерные программы «предполагают недостаточный уровень рентабельности для покрытия соответствующих расходов в связи с жестокой ценовой конкуренцией».

Спустя три года рыночная конъюнктура, как свидетельствует ситуация с «Лабиринтом», не изменилась.

Сергей Соболев

Теги
Лента новостей
Роднина назвала Валиеву «громкой личностью по проблемам»Спорт, 16:03
Какие стереотипы мешают предпринимателям выйти на китайский рынокРБК и ВТБ, 16:02
Путин и Лукашенко посетили мемориал в Волгограде в честь 80-летия ПобедыПолитика, 15:56
Вторая ракетка России проиграла Свёнтек на крупном турнире в МадридеСпорт, 15:55
Финский президент призвал Россию не шутить с ТрампомПолитика, 15:45
В Испании опровергли связь блэкаута с «редким атмосферным явлением»Общество, 15:42
«Промомед» привлек ₽1,6 млрд с помощью облигаций нового форматаПресс-релиз, 15:36
Доступный биохакинг: как прожить до 120 лет
Начните эффективно бороться с факторами старения на интенсиве РБК Pro
Подробнее
Cifra Markets назван удобным для россиян криптосервисом на форуме BF 2025Крипто, 15:34
Под Иркутском задержали нанесших ущерб на 200 млн руб. майнеровКрипто, 15:27
От ₽1,2 млн до ₽1,8 млн. Как дилеры готовятся к старту продаж Lada IskraАвто, 15:25
Статистика ЦБ показала нетипичное изменение числа россиян с кредитамиФинансы, 15:24
В Подольске взорвался бензовозОбщество, 15:22
Цифровая гигиена: как избавиться от нежелательных звонков и трекеровРБК и МТС, 15:20
В Morgan Stanley заметили редкую «улыбку» на графике цен на нефть BrentИнвестиции, 15:20