Слухи об отмене пролетных роялти обвалили акции «Аэрофлота»
Правительственные чиновники обсуждают ответные меры против Евросоюза после санкций, принятых в отношении «Добролета». Слухи о возможном ответе привели к падению акций «Аэрофлота» и европейских авиакомпаний.
Вчера премьер-министр России Дмитрий Медведев на встрече с заместителем генерального директора «Аэрофлота» Вадимом Зингманом и главой Минтранса Максимом Соколовым заявил о необходимости обсудить меры, которые Россия примет в ответ на санкции против российских авиакомпаний.
Представитель «Аэрофлота» обещал предоставить комментарии позже. Представители Минтранса и Росавиации отказались от комментариев.
Россия рассматривает возможность ограничить или вовсе запретить транзитные полеты европейских авиакомпаний из Европы в Азию через свою территорию, написала вчера газета «Ведомости» со ссылкой на неназванные источники.
По данным издания, обсуждаемая мера может стать ответом на европейские санкции против лоукостера «Добролет», который в воскресенье прекратил полеты. По словам собеседников издания, идут консультации на уровне Министерства транспорта и МИД, а решение примет правительство.
Запрет на полеты иностранных авиакомпаний над территорией России может привести к потере $250-300 млн выручки «Аэрофлота», оценил аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Такую же оценку — около $300 млн в год — приводил в конце 2012 года журнал Forbes со ссылкой на свои источники.
Слухи о закрытии транссибирского маршрута ударили по капитализации авиаперевозчиков. Акции «Аэрофлота» на Московской бирже во вторник подешевели на 5,78% на фоне снижения индекса ММВБ на 1,17%. К 20:00 мск во вторник акции финской авиакомпании Finnair рухнули на 5,65%, акции крупнейшей авиакомпании Европы Air France KLM упали на 3,92%, International Consolidated Airlines Group S.A. (IAG), объединяющая British Airways и испанскую Iberia, подешевела на 2,87%, Lufthansa — на 2,42%.
Транссибирский маршрут, который используют европейские авиакомпании для полетов из Европы в Азию, позволяет сократить время перелета и затраты на топливо. Согласно договоренности, существующей с 1970‑х годов, за пролет над территорией России европейские авиакомпании платят «Аэрофлоту». Пролетные деньги составляют около 25-30% EBITDA перевозчика, подсчитывает Юминов. Часть этих средств компания передает Росавиации на развитие, хотя, например, в прошлом году перевозчик оставил полностью эту выручку себе, говорит аналитик.
Анатолий Темкин, Елизавета Добкина